Публикации Исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе
Автор: Третьякова Наталья Викторовна

Исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрела исследовательская деятельность. А.В.Леонтович в своих работах рассмотрел исследовательскую деятельность как  деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:- постановку проблемы,- изучение теории, посвященной данной проблематике,- подбор методик исследования и практическое овладение ими,- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,- собственные выводы.Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. При таком построении работы учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).У каждого ребенка есть способности и таланты.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно,  именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных  целей образовательно – воспитательного процесса  не только инновационных, но и многих обычных общеобразовательных школ. Поэтому обучение детей началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, внеклассную работу, защиту проектов и рефератов, поисковую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.При оценке успешности решения поставленных перед ребенком задач можно ориентироваться на следующие критерии:- Продуктивность мышления – способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию. Например, ребенку предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну тему, найти сходство между предметами. Чем больше идей способен выработать ребенок, тем больше продуктивность его мышления.- Оригинальность мышления – способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от всем известных, банальных. Большинство специалистов в области психологии творчества считают эту характеристику основным индикатором творческих способностей. Взрослые должны поддерживать и поощрять необычные идеи ребенка.- Гибкость решения – способность легко и быстро находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить от одного подхода в решении проблемы к другим, часто заметно отличающимся от прежнего.- Способность разрабатывать идею ярко проявляется в детализации выполненного рисунка, в умении наполнить рассказ собственного сочинения интересными подробностями, в степени глубины проникновения в решаемую проблему. Успехов в творчестве достигает не только тот, кто умеет создавать новые идеи, но и тот, кто способен творчески разрабатывать уже существующие.Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.И пусть дети не  сделают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет  его значения для формирования активной жизненной позиции.Учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:а) учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;б) основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;в) способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;г)  содействовать  формированию научного мировоззрения;д) стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащегося.Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы можно значительно улучшить эффективность процесса обучения в начальной школе, не только повысить уровень знаний учащихся, но и способствовать и личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала.Литература:
  • Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  • Савенков А.И Развитие творческого мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 32 с.
  • Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
  • -