Публикации МР урока по русскому языку для СПО "Правописание чередующихся гласных в корнях слов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МР урока по русскому языку для СПО "Правописание чередующихся гласных в корнях слов"
Автор: Морозова Мария Игоревна

Содержание материала: Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ.План:
  • Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
  • Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ.
  • Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
  • Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:1 группа. Корни с чётко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении
  • АР-/-ГОР— (значение: температура) Правилобез ударения О. Пример: загорелыйОмонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН— Правилобез ударения О. Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правилобез ударения О. Пример: творениеИсключение: утварьОмонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило: без ударения А. Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило: без ударения А. Пример: сплавлятьИсключение: пловец, пловчиха.
  • 2 группа. Корни, написание которых определяется наличием последующего суффикса —А-В этой группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О.  Примеры: касаться, коснутьсяОмонимы: косой (взгляд), косить (траву). 
  • ЕР-/-БИР— (значение: брать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собиратьИсключение: побирушкаОмонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздиратьОмонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запиратьОмонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ— (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ— (значение: огонь) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт — рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетаниеОмоним: читать (книгу).
  • А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило: Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.
  • Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  • 3 группа. Корни с чётко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении
  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правилоперед Г пиши А, перед Ж пиши О. Примеры: излагать, изложитьИсключения: пологОмонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило: перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О. Примеры: растение, выращенный, вырослиИсключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасльОмонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О. Примеры: скакать, выскочкаИсключения: скачок, скачу.
  • 4 группа. Корни, в которых выбор гласной зависит от значения слова в контексте
  • АК-/-МОК- Правило: -мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость». Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило: -равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий». Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дорогеИсключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник.
  • Пояснения и дополнения.
  • Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  • Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождём, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
  • Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ.
  • В безударном положении после мягкого согласного на месте букв е и и слышится звук [и], поэтому выбрать приставку пре- или при- довольно трудно. Эта пара приставок отличается тем, что их написание напрямую зависит от значений, которые мы в них вкладываем. У каждой приставки они свои. Давайте рассмотрим эти значения.Обратите внимание, что слово преходящие в таблице записано не обособленно, а в контексте. Всё дело в том, что его можно писать также и с приставкой при-, но значения у приставки при- совсем другие.Среди слов с приставками пре- и при- довольно много пар омонимов. Написать такие слова правильно можно, только если вы знаете контекст. Рассмотрим некоторые из них.Иногда определить значение приставки довольно сложно, поэтому некоторые слова следует запомнить.Кроме того, немало заимствованных из других языков слов начинаются с пре и при, но находятся, как правило, в корне слова.
    -