Публикации ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА
Автор: Миралевич Денис Александрович

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНАМиралевич Д.А., Девяткина Л.Н.гренбург, Российская федерация Статья посвящена критической роли психологической подготовки студентов, совмещающих спорт высоких достижений с учебой. Анализируются ключевые трудности: хронический стресс, тайм-менеджмент, ролевой конфликт, риск выгорания. Рассмотрены основные компоненты подготовки (саморегуляция, копинг-стратегии, целеполагание, самоэффективность) и эффективные методы (ментальный тренинг, БОС, консультирование). Обоснована необходимость системной интеграции психологического сопровождения в учебно-тренировочный процесс для достижения гармоничных результатов в спорте и учебе. Ключевые слова: психологическая подготовка; студент-спортсмен; двойная карьера; стрессоустойчивость; ментальный тренинг.Введение.Современный студент-спортсмен сталкивается с уникальным вызовом двойной карьеры (dual career), требующей высоких результатов одновременно в спорте и учебе. Эта ситуация порождает комплекс специфических психологических трудностей. К ним относятся хронический стресс из-за постоянного цейтнота и высоких ожиданий, острый дефицит времени, ведущий к конфликту между спортивными и учебными обязанностями (ролевой конфликт), постоянное давление двойной ответственности, повышающее риск эмоционального выгорания, трудности социальной адаптации и поддержания полноценной социальной жизни, а также повышенная уязвимость к психологическим последствиям спортивных травм и пропусков занятий [1, 2]. Успешное преодоление этих вызовов является определяющим фактором не только для спортивных побед и академических успехов, но и для общего психологического благополучия и долгосрочной карьерной перспективы. В этом контексте психологическая подготовка трансформируется из вспомогательного элемента в системообразующий, неотъемлемый компонент общей подготовки спортсмена-студента [3].Цель, задачи исследованияЦелью исследования является теоретическое обоснование структуры, содержания и значимости психологической подготовки студента-спортсмена как ключевого фактора успешности в условиях двойной карьеры. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: выявление специфических психологических трудностей студентов-спортсменов; определение ключевых компонентов и наиболее эффективных методов психологической подготовки; анализ влияния сформированности психологических навыков на результативность в спортивной и учебной деятельности, а также психологическое благополучие; разработка практических рекомендаций по организации психологической поддержки.Материалы и методы исследований.Системный анализ: Рассмотрение психологической подготовки как целостной системы в контексте двойной карьеры.Теоретический анализ и синтез: Обобщение подходов к определению структуры, содержания и методов психологической подготовки.Контент-анализ: Выявление ключевых тем, проблем и эффективных стратегий в научной литературе.Результаты исследования.Анализ литературы выявил специфические психологические трудности студентов-спортсменов. Центральное место занимает хронический психоэмоциональный стресс, обусловленный перманентным дефицитом времени, жестким графиком и недостатком восстановления [1, 3]. Это усугубляется проблемой тайм-менеджмента и острым ролевым конфликтом, когда необходимо постоянно выбирать между приоритетами спорта и учебы, что сопровождается чувством вины. Постоянное давление высоких требований создает риск снижения мотивации и развития синдрома эмоционального выгорания [5]. Значимыми также являются трудности социальной адаптации, связанные с ограниченностью времени для общения и построения отношений вне спорта, и психологические последствия травм, осложненные академическими проблемами [2]. Эффективная психологическая подготовка должна включать несколько взаимосвязанных компонентов. Фундаментальным является развитие навыков саморегуляции: управления эмоциями (тревогой, гневом), психофизиологическим состоянием (релаксация, активация) и концентрацией внимания [3, 4]. Не менее важно совершенствование копинг-стратегий – осознанных способов преодоления стресса, с акцентом на проблемно-ориентированные (планирование, активные действия) и адаптивные эмоционально-ориентированные стратегии (переоценка, принятие) [5]. Критически значимы целеполагание и планирование, подразумевающее постановку конкретных, измеримых, достижимых целей (SMART) в обеих сферах и разработку реалистичных планов. Развитие уверенности в себе (самоэффективности) – веры в способность справляться с двойной нагрузкой – является ключевым мотивационным ресурсом [6]. Улучшение навыков коммуникации и построения системы социальной поддержки (с тренерами, преподавателями, сокурсниками, семьей) завершает этот комплекс. Среди доказавших эффективность методов выделяются: ментальный тренинг (идеомоторная тренировка, визуализация успеха); методы саморегуляции (аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, дыхательные техники); биологическая обратная связь (БОС) для обучения контролю физиологических показателей; индивидуальное психологическое консультирование и групповые тренинги, направленные на развитие конкретных навыков (тайм-менеджмент, коммуникация, копинг) [3, 4, 5]. Эмпирические исследования подтверждают позитивное влияние систематической психологической подготовки. Установлено достоверное снижение уровня хронического стресса и ситуативной тревожности, особенно перед соревнованиями и экзаменами [1, 3]. Повышается эффективность восстановления, улучшаются концентрация внимания и устойчивость к помехам. Укрепляется мотивация и снижается риск выгорания [5]. Наиболее значимым итогом является позитивное влияние на объективные показатели: рост стабильности и результатов спортивных выступлений, улучшение академической успеваемости [6], а также повышение субъективного психологического благополучия.Заключение, рекомендации.Проведенный анализ убедительно доказывает, что психологическая подготовка является стратегически важным, неотъемлемым элементом успешной реализации двойной карьеры студента-спортсмена. Она выступает ключевым фактором обеспечения высоких достижений, психологической устойчивости, адаптивности и общего благополучия. Для максимальной эффективности она должна быть системной, непрерывной, индивидуально-ориентированной и интегрированной в общую структуру учебно-тренировочного процесса. На основе результатов исследования предлагаются следующие рекомендации. Необходимо введение штатной позиции спортивного психолога в структуру вузовских спортивных клубов или центров подготовки. Обязательна разработка индивидуальных программ психологической подготовки на основе диагностики потребностей каждого студента-спортсмена. Психологическая работа должна включать регулярные сессии в различных форматах (консультации, тренинги, занятия по саморегуляции). Важно внедрение системы психологического мониторинга для раннего выявления признаков стресса, выгорания или дезадаптации. Необходимо повышение психологической компетентности тренеров и преподавателей через обучающие семинары для создания поддерживающей среды и эффективной коммуникации. Ключевой задачей является активное обучение студентов-спортсменов доступным техникам саморегуляции для самостоятельного применения в стрессовых ситуациях. Реализация этих мер требует волевого решения администрации и междисциплинарного сотрудничества, но является инвестицией в успешное настоящее и будущее спортсменов-студентов как гармонично развитых личностей.Список литературы:1. Ильин Е.П. Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 352 с.2. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. Москва: Академический Проект, 2019. 576 с.3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2018. 312 с.4. Величко А.Н. Ментальный тренинг в системе подготовки спортсменов: теория и практика. Москва: Советский спорт, 2018. 168 с.5. Ловягина А.Е. Копинг-стратегии и психологическое благополучие студентов-спортсменов // Вестник спортивной науки. 2022. № 3. С. 45-50.6. Сивицкий В.Г., Попов А.Л. Влияние психологической подготовки на соревновательную надежность и академическую успеваемость студентов-спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2023. № 5. С. 15-17.
-