Публикации Развитие креативности обучающихся в условиях хореографического коллектива.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие креативности обучающихся в условиях хореографического коллектива.
Автор: Пичугина Татьяна Сергеевна

Пичугина Т.С..,педагог дополнительного образования, МАУДО «Дом детства и юношестваРазвитие креативности обучающихся в условиях хореографического коллектива.Аннотация. В статье рассмотрены методы развития креативности обучающихся в хореографическом коллективе. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования.Ключевые слова: «методы», «креативность», «нестандартность» Современному человеку важно развивать множество навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед.Актуальность данной темы напрямую связанно с жизнью человека в современном мире. Творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем. Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве, музыкальном или хореографическом – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления. Развитие креативности в условиях хореографического коллектива занимает ключевое место.Значимую роль в этом процессе играет танцевальная импровизация. Благодаря танцевальной импровизации мы учимся находить креативный подход к движению, учимся лучше понимать механику движения тела. Каждый обучающийся учится находить различные способы реализации поставленной задачи, в которых не ограничивается строгими правилами. Это истинный танец от души, где каждый может развить свои творческие способности вне зависимости от уровня подготовки. Умение импровизировать в танце — это умение выгодно использовать своё тело и его возможности, пространство и собственные представления о нём, взаимодействие с партнёрами по танцу.  Стоить отметить, что внедрение заданий по танцевальной импровизации в программу обучения должно происходить параллельно с изучение основных дисциплин. Так, например в процессе изучения основ современного танца в партере или во время изучения движений «на середине класса», каждый сможет приобрести для себя набор определенных движений, который можно использовать в своей танцевальной импровизации, как художник использует различные цвета для создания своего произведения. Каждое задание по импровизации должно быть направленно не только на развитие креативности, но и на развитие определенных танцевальных навыков, таких как: музыкальность исполнения, артистизм, физическая сила и выносливость, растяжка, координация, скорость исполнения, быстрота реакции и т.п. Методы развития креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады. Методики не являются алгоритмами, следуя которым обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и дисциплину хода мыслей и увеличивают вероятность получения хороших идей. Методы развития креативности сокращают время поиска идей, организуя и делая более эффективным сам процесс поиска. Наиболее эффективными и часто используемыми в практике работы являются следующие методы - метод «Двигательная активность» с постановкой следующих задач:1.Придумать интересный способ «как опуститься на пол» и «как подняться обратно». Каждый раз необходимо придумать интересный, новый, необычный, безопасный, продуктивный, мобильный, действенный способ перемещения тела в разные плоскости.  Постепенно сходим с оси (стоим на двух ногах) и опускаемся в партер (полностью ложимся в горизонтальную плоскость). Потом происходит обратное движение - возвращаемся в исходное положение, стоя на двух ногах. Сначала делаем это в медленном темпе (на 8 счетов), далее постепенно уменьшаем время выполнения задания (на 6 счетов, на 4, на 2) и увеличиваем скорость движения, при этом: сохраняем качество движений; обращаем внимание на собственную безопасность; внимательно относимся к партерам; используем пространство.  2.Работа со скоростью.Необходимо придумать, как передвигаться в пространстве класса, при этом использовать возможности своего тела и задействовать творческий потенциал, для контроля скорости передвижения от min к max.Передвигаемся в пространстве класса, любыми движениями. Двигаемся, начиная от очень медленной скорости - до очень быстрой скорости (от 1 до 10). А также работаем со скоростью 0, т.е. неподвижностью.3.Придумать интересный способ перемещения в пространстве класса. Силовое упражнение для тренировки силы и выносливости.Передвигаемся по пространству класса (от точки А до точки В), в процессе перемещения переносим вес тела с 4 точек опоры на 3,2,1 точки. Используем паузы в процессе (скорость 0), т.е. фиксируем движение. Паузы могут происходить по определенному сигналу, на музыкальный акцент, по собственному желанию. Не менее важными являются упражнения на воображение. Когда основная задача придумать сюжет, историю, сценарий и т.д., для дальнейшего выполнения различных заданий. Придумать и нарисовать эскиз костюма персонажа из танца. Самостоятельная работа. Когда основная задача придумать собственную танцевальную комбинацию. Собрать в единую композицию различные движения. Можно использовать уже знакомые движения или придумать новые. Представление собственной работы.Гиперболизация- амплитуда движений. Задача - выполнение предложенных движений (хореографической комбинации) в другом качестве - шире, больше, значительнее. Модернизация заданной комбинации, путем дополнения другими движениями и выполнения движений в новом качестве. Максимально возможное использование пространства.Метод ассоциаций – это задача отразить музыку в танце. Какие ассоциации возникают при прослушивании музыки? Как можно станцевать этот образ?Слушаем, воспринимаем, изображаем средствами двигательной импровизации музыки. Во время выполнения задания обращается внимание на:1. Темп музыки (быстрый, средний, медленный);2. Характер музыки (грустный, радостный, мужественный, шутливо, празднично, нежно, ласково, лирично, трепетно, хмуро, сумрачно, тревожно, напряженно, сурово, злобно и т.д.);3. Музыкальные акценты;4. Ритм музыки (2\4, 4\4, 3\4);5. Начало и конец музыкально фразы. Таким образом, используя на занятиях предложенные методы, можно добиться повышения показателей креативности обучающихся, развития у них нестандартного мышления, формирования необычных идей, творческого воображения.Использованная литература:1. Астахов, А.И. Воспитание творчеством / А.И.Астахов. М.: Просвещение, 1986.- 157 с.2. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н.Базарова, В.Мей. Л.: Искусство, 1983. - 207 с.3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский.-СПб: Союз, 1997.-91с.4. Конорова, Е.В. Хореографическая работа со школьниками / Е.В.Конорова. -М., 1958.-143 с.5. Конорова, Е.В. Танец и ритмика в начальной школе / Е.В.Конорова. М.: Музгиз, 1960.-235 с.91 .Костровицкая, B.C. 100 уроков классического танца / В.С.Костровицкая. -Л., 1972.-208 с.
-