Публикации
Проблемы низкой техники чтения у слабовидящих школьников и пути решения в работе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы низкой техники чтения у слабовидящих школьников и пути решения в работе
Автор: Ромахова Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы низкой техники чтения у слабовидящих школьников и пути решения в работе
Автор: Ромахова Людмила Николаевна
Проблемы низкой техники чтения у слабовидящих школьников и пути решения в работе.Родителям обычно трудно объективно оценить уровень чтения слабовидящего ребенка и причины сложностей.Техническую сторону навыка чтения оценивают по скорости, способу и количеству ошибок.Кроме техники чтения важное значение имеет понимание смысла прочитанного, способность выделить основную мысль. Функциональная система чтения с точки зрения нейропсихологии очень сложна, и включает большой набор компонентов:Энергетическое обеспечение процесса – нейродинамика;Произвольное внимание и самоконтроль;Зрительно-моторная координация, которая связана с вестибулярной системой;Серийная организация движений;Зрительно-пространственное восприятие;Фонематическое восприятие;Артикуляционно-кинестетический компонент;Лексико-грамматические представления;Межполушарное взаимодействие.При несформированности любого из этих компонентов формирование навыка чтения может пострадать. Важно помнить, что не любые проблемы с чтением будут являться дислексией. Мы можем говорить о наличии дислексии у ребенка, если он имеет стойкие трудности формирования навыка чтения и отставание по показателям чтения относительно возрастной нормы примерно на два года при сохранном интеллекте. То есть установить дислексию мы можем со II полугодия второго класса. Но это не значит, что не нужно заниматься профилактикой и коррекцией уже имеющихся трудностей в более раннем возрасте. В большинстве случаев процессы чтения и письма страдают от нарушения процессов энергообеспечения коры головного мозга, и коррекция должна быть направлена в первую очередь на повышение и стабилизацию уровня психической работоспособности, а не тренировку техники чтения/письма. Такого ребёнка акцент на скорости лишь невротизирует, но не улучшит его показатели.Коррекция дислексии у слабовидящих детей.Методика КорневаМетодика Корнева по устранению дислексии основан на ранней диагностики патологии с помощью тестов. К примеру, ребенок должен назвать предметы по порядку и сказать их предназначение, повторять движения за педагогом, повторять ритм, определить левую и правую руку/ногу. Эти же упражнения используются в занятиях по коррекции дислексии.Автор разработал технику, которая включает подбор индивидуального темпа обучения, контроль новых навыков, использование игровой формы обучения.Методика ДэйвисаАвтор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.Упражнения на совершенствование зрительного восприятияЭти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.Упражнения на совершенствование зрительного восприятияДля развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Они необходимы для коррекции зрительного внимания, восприятия, создания визуального образа буквы.«Муха». В центре квадрата, разбитого на ячейки, изображается муха. Взрослый диктует пути её перемещения, например, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т. д. Вначале ребёнок передвигает пальцем по клеткам, затем мысленно представляет её передвижение. На завершающем этапе ребёнок с закрытыми глазами должен представить путь и сказать, в какой клетке нужно остановиться. «Вверх ногами». Лист с напечатанным текстом разворачивается на несколько градусов. Ребёнок должен прочитать текст не поворачивая головы. «Узнай с полубуквы». Верхняя либо нижняя половина строки прикрывается белым листом бумаги или заклеивается часть строки, ребёнок должен прочитать предложение. Эта проба формирует визуальный образ букв, умение быстро прочитывать одно или одновременно несколько слов. «Хромой текст». ребёнку предлагается прочитать предложения, которые напечатаны двумя шрифтами. Объяснить смысл их. Отметить специфику написания. Прочитать, что изображено печатным шрифтом, а что курсивом. Списать слова, напечатанные одинаковым шрифтом. Прочитать получившееся предложение. Ромахова Людмила Николаевна – учитель начальных классов КОУ ВО «Павловская школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
