Публикации
«Сравнительный анализ правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сравнительный анализ правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих»
Автор: Фурман Наталья Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сравнительный анализ правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих»
Автор: Фурман Наталья Сергеевна
Фурман Наталья СергеевнаСтудентка экономического факультета кафедры «Менеджмент»ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(г. Мелитополь, Россия)Бакшеева Юлия ВладимировнаСтарший преподаватель экономического факультета кафедры «Менеджмент»ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(г. Мелитополь, Россия)«Сравнительный анализ правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих»Аннотация. В статье рассматриваются общие и отличительные черты правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации. Анализ основан на действующем законодательстве. Выявлены единые принципы публичной службы, включая законность, равный доступ граждан, профессионализм, ограничения и социальные гарантии. Подчёркиваются различия, связанные с уровнем власти, источниками финансирования, структурой и порядком назначения на должности. Обосновывается необходимость гармонизации правового регулирования с целью повышения эффективности и единообразия государственной кадровой политики.Ключевые слова: публичная служба, государственный гражданский служащий, муниципальный служащий, правовой статус, законодательство РФ.ВведениеВ условиях современной правовой системы Российской Федерации особое внимание уделяется функционированию системы государственной и муниципальной службы как ключевых институтов публичного управления. Эффективность деятельности органов власти во многом определяется уровнем профессионализма и правовым статусом служащих, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.Государственные гражданские и муниципальные служащие составляют основу административного аппарата страны. Несмотря на схожесть выполняемых функций, их правовой статус имеет существенные различия, определяемые особенностями нормативно-правового регулирования, уровнями власти и спецификой задач. Сравнительный анализ этих различий необходим как для теоретического осмысления , так и для практического совершенствования законодательства и управления человеческими ресурсами в публичном секторе.Цель данной статьи - провести сравнительный анализ правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих, выявить общие черты и различия, а также оценить эффективность существующего регулирования.Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:раскрыть понятие и содержание правового статуса указанных категорий служащих; определить сходства и различия в правах, обязанностях, гарантиях и ограничениях; выявить проблемные аспекты правового регулирования и предложить направления его модернизации. Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. При осуществлении своих административно-властных полномочий государственный служащий исполняет обязанности в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Правовое положение (статус) государственного служащего определен гл. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Правовое положение (статус) государственного служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус государственного служащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т. д.).Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Сравнивая муниципальное и государственное управление, можно найти некоторые различия. Для подробного ознакомления смотрите таблицу 1.Табл.1. Сравнение муниципального и государственного гражданского служащего.Исходя из таблицы выше можем привести примеры сравнения. Основными объектами муниципального управления являются –муниципальный район, городской округ, сельское и городское поселение и т. д.. Особенность муниципального управления–решения задач локального характера, непосредственное взаимодействие с населением; население выступает одновременно как объект, субъект и цель управления и т. д. Второе отличие –отсутствие в законодательстве обязательной сдачи квалификационного экзамена для присвоения классного чина муниципальному служащему. Вопрос проведения квалификационных экзаменов регулируется на уровне законодательства субъекта. Третье отличие заключается в том, что государственные гражданские служащие проходят службу на региональном и федеральном уровне, муниципальные –на муниципальном уровне. Несмотря на различия в уровне власти и источниках финансирования, государственные гражданские и муниципальные служащие имеют схожие базовые характеристики, определяемые их принадлежностью к публичной службе. Эти общие черты вытекают из единых правовых, организационных и функциональных основ института государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Обе категории служащих осуществляют деятельность от имени публичной власти -государственной или местной - и направлены на реализацию публичных интересов, обеспечение законности и функционирование соответствующих органов управления.Несмотря на наличие базовых федеральных законов (№ 79-ФЗ и № 25-ФЗ), сохраняется ряд нерешённых проблем, препятствующих эффективному функционированию системы публичной службы. Одной из проблем является система оплаты труда и социальных гарантий. Несмотря на единую природу публичной службы, государственные гражданские и муниципальные служащие в Российской Федерации находятся в неравных условиях в части уровня оплаты, набора гарантий и условий финансирования.Муниципальные служащие находятся в менее защищённом положении по сравнению с государственными. Уровень социальной защиты, заработной платы и дополнительных гарантий (например, медицинского обслуживания) значительно различается в зависимости от финансовой обеспеченности конкретного муниципалитета.В отличие от государственной гражданской службы, финансируемой из федерального или регионального бюджета, муниципальная служба полностью зависит от ресурсов местных бюджетов, которые во многих случаях являются дотационными и не способны обеспечить конкурентоспособный уровень оплаты труда и социальных гарантий.Такое положение вещей ведёт к существенному снижению престижа муниципальной службы, высокой текучести кадров и нехватке квалифицированных специалистов, особенно в малых и сельских поселениях. Это, в свою очередь, ограничивает потенциал органов местного самоуправления в реализации публичных функций и подрывает доверие населения.С целью устранения различий предлагается механизм централизованной поддержки муниципалитетов в виде целевых субвенций из федерального бюджета на финансирование оплаты труда муниципальных служащих и обеспечение базовых социальных гарантий.Основные направления реализации предлагаемого механизма:Создание федеральной программы субсидирования муниципальной службы, аналогичной системе межбюджетных трансфертов, Закрепление минимальных стандартов оплаты труда и социальных гарантий, финансируемых за счёт субвенций (оплата труда, отпуск, повышение квалификации, медицинское страхование и др.), Мониторинг эффективности использования средств, направленных на обеспечение муниципальной службы, с целью предотвращения их перераспределения на иные цели. Введение такой меры позволило бы:обеспечить справедливые условия труда для всех муниципальных служащих вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности территории; повысить мотивацию специалистов работать в органах местного самоуправления, в том числе в отдалённых и малонаселённых районах; укрепить кадровый потенциал и устойчивость системы местного управления. Таким образом, внедрение централизованной финансовой поддержки может рассматриваться как необходимый элемент модернизации системы муниципальной службы, направленный на реализацию принципов справедливости, эффективности и равнодоступности публичной службы на всей территории Российской Федерации. ВыводПроведённый сравнительный анализ показал, что несмотря на общую природу публичной службы, правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации имеет как ряд схожих черт, так и значимые различия, обусловленные уровнем власти, источниками финансирования, порядком назначения и особенностями регулирования.Обе категории служащих объединяют единые принципы публичной службы - законность, равенство доступа, профессионализм, приоритет прав граждан и ответственность. Они подчиняются аналогичным требованиям, ограничениям и запретам, действуют в рамках регулирующих федеральных законов, исполняют функции публичного характера и несут служебную дисциплинарную ответственность. В то же время выявлены существенные отличия в системе оплаты труда, предоставлении социальных гарантий, организации карьерного роста, а также в степени нормативной унификации. Особенно остро проявляется неравенство между уровнями власти в условиях слабой финансовой обеспеченности большинства муниципалитетов, что снижает мотивацию и снижает эффективность местного управления.Указанные различия свидетельствуют о необходимости совершенствования правового регулирования муниципальной службы. Модернизация нормативно-правовой базы и практик публичной службы в направлении унификации, прозрачности и социальной справедливости является ключевым условием повышения эффективности государственного управления и устойчивого развития институтов публичной власти на всех уровнях.Список использованной литературы:1. Сравнительно-правовой анализ моделей правового статуса государственного и муниципального служащего / Н.Е. Садохина, О.Г. Шадский // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 678-691,2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215,3.Мельников, В. Противодействие коррупции: взгляд из региона /В. Мельников // Государственная служба. - 2012. - № 1. - С. 21 – 24,4. Игнатов, В.Г. Государственная и муниципальная служба в современной России в условиях административной реформы/ В.Г.Игнатов. – Ростов н/Д, 2006,5.Иринин, А.Е. Юридическая ответственность должностных лиц и государственных служащих по законодательству Российской Федерации / [Иринин А. Е. и др. ; отв. ред.: Н. А. Устименко]. -Ростов-на-Дону: Антей, 2008,6.Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152,7.Шехирев, А. В. Теоретические и нормативно-правовые аспекты правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. - 2018. -Том 8. -№ 8А. -С. 91-102,8.Лозбинев, В.В. Сборник материалов о противодействии коррупции / [сост.: Лозбинев В. В.] Сборник материалов о противодействии коррупции. - Москва: Известия, 2009.
