Публикации Цифровые технологии – основа образования в 21 веке

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровые технологии – основа образования в 21 веке
Автор: Бурлуцкая Юлия Владимировна

Ю.В. Бурлуцкая Цифровые технологии – основа образования в 21 векеЦифровые технологии – неотъемлемая часть образования в 21 веке, обеспечивая более эффективное и доступное обучение. Они расширяют возможности для учителей и учеников, позволяя применять инновационные методы и инструменты, такие как интерактивные доски, онлайн-курсы, виртуальная реальность и адаптированные платформы. Необходимо выделить плюсы цифровых технологий в процессе обучения:
  • Интерактивные доски:
  • Позволяют учителям и ученикам совместно работать над заданиями, используя интерактивные элементы. 
  • Расширение доступности:
  • Онлайн-курсы и образовательные платформы позволяют получить доступ к знаниям, независимо от местоположения и времени. 
  • Индивидуализация обучения:
  • Цифровые инструменты позволяют адаптировать учебный процесс под конкретные потребности каждого ученика. 
  • Улучшение качества обучения:
  • Использование мультимедийных материалов, виртуальных симуляций и других технологий делает обучение более увлекательным и запоминающимся. 
  • Развитие новых навыков:
  • Цифровые технологии помогают развивать критическое мышление, навыки работы с информацией и коммуникацию в цифровой среде. Цифровые технологии дают новые возможности для построения образовательного процесса и решения широкого спектра образовательных задач, а также новых задач, которые «навсегда» оставались нерешенными традиционными средствами образования. Цифровизация экономической сферы существенно меняет образовательные заказы, ориентируясь на необходимость овладения новыми комплексными цифровыми компетенциями независимо от приобретаемой профессии или специальности. Помимо IT компетенций, обеспечивающих готовность личности к использованию компьютерных и цифровых технологий и составляющих ядро современной профессиональной информационной грамотности любого специалиста, в образовательные результаты входит широкий состав других компетенций (профессиональных и универсальных), существенно изменяющихся под влиянием цифровизации нового содержания.Формирование и развитие современной цифровой образовательной среды позволит обеспечить достижение таких ключевых результатов, как: – персонализация образовательного процесса, основанная на построении индивидуальных образовательных траекторий и мониторинге учебных достижений обучающихся, их личностного и профессионального развития; – поддержание устойчивой учебной мотивации и вовлечение каждого обучающегося в активную деятельность на протяжении всего учебного занятия; – обеспечение проектного характера учебной деятельности, интеграция теоретического и практического обучения, расширение возможностей для использования различных индивидуальных и командных форм организации образовательного процесса;– обеспечение доступности образования для лиц, проживающих в удаленных и труднодоступных территориях; – создание и расширение возможностей для социализации и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; – обеспечение оперативной обратной связи, быстрого и объективного оценивания учебных результатов в ходе выполнения учебных заданий; – автоматизация административной деятельности, освобождение педагога от рутинных операций.В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в настоящее время ведется активное внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, активно включаются современные цифровые технологии в образовательные программы, в том числе онлайн ресурсы образовательных платформ, продолжается работа по обеспечению 100% образовательных организаций Интернетом, открываются центры цифрового образования «IT-куб». В рамках федерального проекта «Учитель будущего» реализуются задачи по повышению профессионального мастерства педагогов, освоению новых форм и ролей при организации образовательного процесса, в том числе активного использования цифровых технологий, повышения цифровой грамотности и развития цифровых компетенций учителя на базе действующих институтов повышения квалификации и новых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.Кроме этих ключевых федеральных проектов, в рамках федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» также предусмотрено создание новой инфраструктуры на основе применения цифровых технологий, использование которых будет способствовать повышению цифровой грамотности обучающихся и педагогов – в России активно создаются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детские технопарки «Кванториум», в том числе мобильные версии для охвата детей с ограниченными возможностями здоровья и использования в труднодоступных территориях и сельской местности. Таким образом, представленные программы и проекты обеспечивают системную трансформацию организационно-технологических условий развития цифровых технологий в образовании, создание новых инфраструктурных проектов, поддержку обучающихся и педагогов по вопросам цифровизации образования.
  • Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. – М.: Юрайт, 2021. – 176 с.
  • Курбацкий А.Н. ITобразование в условиях цифровой трансформации / А.Н. Курбацкий, Ю.И. Воротницкий // Цифровая трансформация. – 2018. – №1. – С. 34–35.
  • Акьюлов Р.И. Роль искусственного интеллекта в трансформации современного рынка труда / Р.И. Акьюлов, А.А. Сковпень // Дискуссия. – 2019. – №3 (94). – С. 39–40.
  • Король А.Д. Эвристическое обучение на основе вопрошания и молчания ученика: от методологии к практике / А.Д. Король. – СПб.: Лань, 2020. – 136 с.
  • -