Публикации «Весело общаемся - развлекаемся и развиваемся»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Весело общаемся - развлекаемся и развиваемся»
Автор: Телицына Елена Анатольевна

Конспект открытого индивидуального интегрированного коррекционно-развивающего занятия с ребенком ОВЗ младенческого возрастаТема: «Весело общаемся - развлекаемся и развиваемся».Форма проведения занятия - индивидуальная.Продолжительность 7-10 минут.Девочка 6-ти месяцев. Уровень её актуального развития - 2 месяца.У ребёнка множественные сочетанные нарушения развития.Цель занятия:  
  • активизация деятельности ребёнка на основе эмоционально-личностного, тактильного взаимодействия с ним взрослого.
  • Коррекционно-развивающие задачи:     
  • Социально-коммуникативное развитие. Содействовать появлению быстрой ответной улыбки и голосовых реакций в ответ на эмоциональное общение со взрослым.
  • Физическое развитие. Содействовать развитию упора ног о твердую поверхность, укреплению мышц шейного отдела. Содействовать развитию моторики рук, тактильных ощущений. Тренировать вестибулярный аппарат.
  • Познавательное развитие. Содействовать развитию зрительных ориентировочных реакций: длительно следить за движущимся предметом; длительно концентрировать взгляд на лице взрослого, на неподвижном предмете. Содействовать развитию слуховых ориентировочных реакций: побуждать прислушиваться к звукам разной громкости и поворачивать голову в ту сторону, от куда исходит звук.
  • Художественно-эстетическое развитие. Содействовать развитию слухового восприятия – учить прислушиваться к ритмичному, мелодичному звучанию потешек, песенок.
  • Речевое развитие. Содействовать появлению ответных голосовых реакций в ответ на эмоционально-речевое общение со взрослым.
  • Ожидаемые результаты:ребёнок получит удовольствие от взаимодействия со взрослым. У него активизируются все функции организма, как физические, так и психические. Внешне – это будет проявляться положительным эмоциональным состоянием, малыш с удовольствием переключится на самостоятельную деятельность.Атрибуты к занятию: 2 яркие лёгкие погремушки: одна звонкая, другая - с тихим звучанием, с удобными ручками для удержания в ладошке; неваляшка h-30 см. Яркая помада (для педагога).Маша до начала занятия бодрствует в игровой комнате на ковре, наблюдает за предметами, которые расположены над его грудью, барахтая руками, иногда, случайно наталкивается на низко подвешенные игрушки. Ход занятия.
  • Приветствие – установление эмоционально-личностного контакта, доверительных отношений.
  • Педагог подходит к малышке, присаживается рядом с нею ненавязчиво инициирует общение, называя ребёнка по имени с различной громкостью и интонацией:- Маааша! Маааша! Где наша Маша?Тууут! Вот Мааша! Девочка наша!Здравствуй, Машенька хорошая!Здравствуй, Машенька пригожая!Педагог осторожно дотрагивается до одной руки ребёнка – здоровается, до другой руки…старается, чтобы ребёнок сконцентрировал взгляд на его лице, начал улыбаться в ответ, издавать ответные звуки.Когда контакт установлен - педагог аккуратно убирает дугу с подвешенными игрушками и …
  • Стимулируем развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций в положении лёжа на спине.
  • Педагог, внимательно наблюдая за реакциями ребёнка, начинает извлекать звук из погремушки, примерно в 40-50 см от уха ребёнка вне его поля зрения (10-15с.), добиваясь, чтобы малышка отреагировала на звучание поворотом головы в сторону источника звука. Если пока этого не происходит, то педагог, не прекращая звона погремушки – приближает погремушку к полю зрения малышки. Когда ребёнок заметит погремушку, сконцентрирует взгляд – звук прекращается и, далее, педагог побуждает малышку следить за движущейся игрушкой. Педагог передвигает погремушку то влево, то вправо – примерно на 20 см от центра, на высоте от глаз ребёнка 40 см. Следит за тем, чтобы малышка не отрывала взгляд от игрушки(10-15с.).Аналогично проводится ига/упражнение – со стороны другого уха, но траектория движения погремушки меняет направление – верх и вниз(10-15с.) – начало движения всегда от центра. Повторяем по 2 раза.Второй раз – с погремушкой – более тихого звучания.         Наблюдали, наблюдалиИ погремушку мы поймали – педагог вкладывает игрушки в одну ладошку, затем в другую, аккуратно потряхивает, привлекая внимание ребёнка к звучащей игрушке.
  • Тренируем шейные мышцы.
  • Педагог вкладывает свои большие пальцы в ладошки малышки, захватывая ладонями его кисти и, медленно подтягивает к себе (не более чем под углом на 45 градусов). Ребёнок должен сгруппироваться и подтянуть голову вместе с туловищем. Повторить 2-3 раза.
  • Стимулируем развитие упора ног.
  • 4.1. Педагог охватывает ребёнка  левой рукой,  а правой рукой фиксирует две ступни: выполняет пассивную «пружинку» - путём надавливания, на стопы сгибая-разгибая ноги в коленях. Действия сопровождаются словами:Ножки, ножки:Топ-топ-топ.Побежали ножки:Топ-топ-топ.Прямо по дорожке:Топ-топ-топ.4.2. Педагог берёт ребёнка под мышки лицом к себе и опускает ногами на твёрдую поверхность, стимулируя упор ног в вертикальном положении. Ребёнок при этом должен крепко упираться в течение 45-60 с. Действия сопровождаются словами:- Машенька на ножки встала!И на ножках Маша постояла!Вот так! Вот как!Маша на ножках постояла!
  • Стимулируем развитие вестибулярного аппарата и зрительной концентрации на неподвижном предмете.
  • Педагог берёт девочку на руки, таким образом, чтобы она лежала на животе на левой руке взрослого, а правая рука, аккуратно фиксировала его в районе грудной клетки: выполняем лёгкие покачивающие движения вперёд-назад. Заранее располагаем на столе большую неваляшку. При выполнении покачиваний – ребёнка то приближаем к неваляшке, то удаляем… (30-60с.)Малышка с интересом фиксирует взгляд на яркой неваляшке.В ритм покачиваний можно проговаривать:Кач-кач, кач-кач,Я пеку тебе калач.Кач-кач, кач-кач.
  • Тренируем дыхание, вызываем непроизвольные вокализации.
  • Педагог аккуратно укладывает девочку на ковёр, берет её кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку – вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливая на грудную клетку – выдох (3-4 раза). Выполняя упражнение, проговаривает:С ручками играем –Высоко их поднимаем!И песни распеваем: а-а-а!С ручками играли –Высоко их поднимали!Песни распевали: а-а-а!
  • Расслабляющий массаж лица
  • Педагог лёгкими движениями, медленно производит поглаживания в следующей последовательности, повторяет поглаживания по 4-5 раз, по ходу выполнения – комментирует свои действия: «Глажу, глажу Машин лобик: вот так, вот как!... Глажу, глажу Машины щёчки….» При этом внимательно наблюдает за реакцией ребенка – она должна быть положительной.
  • лоб от середины лба к вискам;
  • от бровей к волосистой части головы;
  • вниз от линии лба через все лицо к шее;
  • от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  • по верхней губе от угла рта к середине;
  • по нижней губе от угла рта к середине.
  • Делаем пассивную гимнастику для  губ.
  • Педагог аккуратно выполняет упражнения, комментируя свои действия:
  • собирает губы в «трубочку»;
  • растягивает губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
  • поднимает верхнюю губу. Движения от углов губ по носогубным складкам кверху к крыльям носа, обнажая верхние десны;
  • опускает нижнюю губу. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, повторяют в течение дня.
  • Упражнение на вызов голосовой реакции
  • - А-гууу, А-гуу, А-гуу!Маше песенку пою.- А-гууу, А-гуу, А-гуу!Педагог, пропевая песенку - побуждает ребёнка к ответным звукам.
  • Развиваем тактильные ощущения.
  •         Играем с ладошками. Игра «Привет, ладошка» - на коленях взрослого – лицом к лицу.Педагог, играя с пальчиками девочки, прижимает подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка:Настало утро. Солнышко встало.Эй, братец Федя, Разбуди соседей!Вставай, Большак! Вставай, Указка!Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка!Игру повторяем с другой ладошкой.
  • Заключительная часть:
  • Вот играли мы, игралиИ изрядно подустали.Чтобы сил ещё набрать.Надо Маше погулять! По окончании занятия девочку собирают на прогулку.Используемая литература.
  • Архипова Е.Ф. «Логопедическая помощь детям раннего возраста».
  • Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни».
  • Голубева Л.Г. «Гимнастика и массаж для самых маленьких».
  • -