Публикации «Инновационные технологии в театральной деятельности по работе с детьми ОВЗ».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии в театральной деятельности по работе с детьми ОВЗ».
Автор: Первухина Лариса Владимировна

«Инновационные технологии в театральной деятельности по работе с детьми ОВЗ». Театральная деятельность  формирует у детей слушательскую   и зрительскую культуру. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.  Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны  детей, а главным образом, на развитие личности. Свою театральную деятельность в работе с детьми использую более 10 лет. Было показано много театральных постановок, например:- драматизация сказки «У Солнышка в гостях» для детей младших групп,- театральная постановка «Сказки вышли погулять» - районный конкурс, диплом I степени,- театральная постановка: «Кто сказал МЯУ?» с использованием различных видов театра,,- мюзикл «Летучий корабль (совместно с музыкальным руководителем),- театральная постановка «Стоп! Коронавирус»,- театральная постановка по правилам дорожного движения «Дорога без опасности»,- кукольный спектакль про Дуню – ленивицу и волшебника – Оха»,- открытое занятие в ДОУ «Путешествие в волшебный мир театра» ,-ежегодное участие в районном конкурсе «Петрушкины забавы», награждены дипломом «гран-при»,- участие во всероссийских и международных конкурсах с получением призовых мест, - театральная постановка «Юбилей Бабы – Яги» идр. Сейчас мы работаем над спектаклем «Три поросенка. Наши дети стали лауреатами многих конкурсов различного уровня. Но прежде чем спектакль состоялся мы много работаем - это большой труд, дети,  конечно очень любят  играть в спектаклях, но не все у некоторых есть зажатость и не уверенность в себе. Потому что есть проблемы с речью, с координацией движения и запоминанием текстовВ своей работе по театральной деятельности встречаются трудности в запоминании текстов – всё это  вызывает необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе  большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам или по мотивам народных сказок в авторской обработке (в укороченном варианте): «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие; этюды.  Авторскую обработку и подбор этюдов мы делаем сами, чтобы было у кого-то больше текста, у кого-то меньше, так как дети у нас  все разные. При распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.Например:  Если ребенок весёлый, активный, дружелюбный, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый  контроль  за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. В  основном такие дети играют главные роли. Но в процессе подготовки спектакля серьёзно относится к заучиванию текста. Если  ребенок  – подвижный, ритмичный, любит  танцевать, этому  герою придумываем  небольшой танец.А если ребенок неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём  благоприятные условия – у его персонажа очень короткий текст. То все равно ребенок остаются довольный своей ролью.Если ребенок практически не говорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. В процессе совместной деятельности у него появилось желание участвовать в инсценировках. Ему поручаем роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав). В итоге они  начинают говорить  простые фразы - это большое достижение для нас. Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы: *чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;*просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;*рассматриваем картинки и  собираем пазлы по сюжетам сказок.*рисуем по мотивам сказки;*распределение ролей, разучивание слов, репетиции на сцене;  *сначала проходим мизансцены , потом репетируем с музыкой . Кроме этого на занятиях включаются:         речевые игры ;         пальчиковые игры;        упражнения на развитие артикуляции, дыхания;        упражнения на развитие дикции, интонации;        этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др.Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны развития детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности. В завершении предлагаю инсценировать  этюд на выражение различных эмоций. «Три подружки» Жили-были три подружки: свинка Хрюшка (ребенок произносит-«хрю-хрю», кошка Мурка («мяу-мяу» и утка Крякушка («кря-кря». Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить. Но Мурка, гоняясь за птичкой (этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд «Лентяй»). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача (ааа). Что-то будет? Что скажут мамы (этюд «Остров плакс»)? Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились (этюд «Удивление»), рассердились и хотели их наказать (этюд «Провинившийся»). Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее!
-