Публикации Театрализованные игры - картотека

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованные игры - картотека
Автор: Плотникова Марина Васильевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок»(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)Театрализованные игрыдля детей 3-4 летВоспитатель: Плотникова М.В.Сургут
  • «Угадай по звуку»
  • Цель: развитие слухового внимание детей.Ход игры: Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
  • «Зверята»
  • Цель: формирование у детей навыков звукоподражания.Ход игры:Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».Все пушистые цыплятки,Любопытные ребятки.Мама спросит: «Где же вы?»Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»Курочка-хохлатушка по двору гуляла,Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Не ходите далеко!»Ходит по двору петух,Аж захватывает дух.Как увидит он зерно,Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»Вышел котик погулять,Решил цыпленка напугать.Стал подкрадываться сразуИ мяукнул громко: «Мяу!»Ловко прыгает лягушка,У ней толстенькое брюшко,Выпученные глаза, Говорит она: «Ква-ква!»
  • «Возьмем Мишку на прогулку»
  • Цель: развитие предметно-игрового действия; формировать сопровождающую речь. Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).Ход игры:Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.Я надену Мишке теплые ...штанишки.Теплые... штанишки я надену Мишке.Валенки-малышки я надену... Мишке.Так, так и вот так —валенки-малышки.Я надену... Мишке валенки-малышки,Я надену... Мишке красное... пальтишко,Красное ... пальтишко я надену... Мишке.А когда иду гулять, надо шапку надевать.Мишку мы возьмем...гулять,Будем в саночках ... катать!Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
  • «Пришел Мишка с прогулки»
  • Цель: развитие предметно-игрового действия; формирование сопровождающей речь.Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). Ход игры:Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:Мишенька ходил гулять,Он устал и хочет спать.Дети с Мишенькой гуляли,Мишку в саночках катали.Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.Мишка наш ходил ... гулять,Шапку с Мишки надо ... снять.А теперь пальтишкоЯ снимаю с ... Мишки.Так, так и вот так —Я снимаю с ... Мишки.Мишка наш ходил ... гулять,Валеночки надо... снять.Теплые ... штанишкиЯ снимаю с ... Мишки.Так, так и вот так —я снимаю с ... Мишки.Мишка наш ходил ... гулять,Он устал и хочет ... спать.Вот его кроватка,Будет спать он ... сладко.Баю-бай! Баю-бай!Спи, Мишутка,... баю-бай!Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
  • «Прятки»
  • Цель: развитие навыков звукоподражания.Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.Ход игры:Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.Вдруг мишка прячется за домик.Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка! Где ты? Где ты? Отзовись!Мишка, Мишка-шалунишка!Где ты? Где ты? Покажись!В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
  • «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
  • Цель: поощрение попыток детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развитие творческого воображения; побуждать детей к импровизации.Ход игры:С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:«Где вы были, мальчики и девочки?Что вы делали?»Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,а что делали — покажем».Дети показывают действия, которые придумали.В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
  • «Игра с пальчиками»
  • Цель: приобщаение детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.Оборудование: куклы пальчикового театра.Ход игры:Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:Пальчик-мальчик,Где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песню пел.Этот пальчик — дедка,Этот пальчик — бабка,Этот пальчик — папенька,Этот пальчик — маменька,Этот — наш малыш, Зовут его ... (называет имя ребенка). 
  • «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
  • Цель. Развитие умения оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.Ход игры.Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
  • «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
  • Цель. Развитие умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.Ход игры.Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.I группа — задание «сидеть». Возможные варианты: а) сидеть у телевизора;б) сидеть в цирке;в) сидеть в кабинете у зубного врача;г) сидеть у шахматной доски;д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.II группа — задание «идти». Возможные варианты:а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;б) идти по горячему песку;в) идти по палубе корабля;г) идти по бревну или узкому мостику;д) идти по узкой горной тропинке и т.д.III группа — задание «бежать». Возможные варианты:а) бежать, опаздывая в театр;б) бежать от злой собаки;в) бежать, попав под дождь;г) бежать, играя в жмурки и т.д.IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:а) отгонять комаров;б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;в) сушить мокрые руки и т.д.V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:а) кошку;б) попугайчика;в) кузнечика и т.д.
  • «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
  • Цель. Развитие умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.Ход игры.Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.I   группа — задание «сидеть». Возможные варианты: а) сидеть у телевизора;б) сидеть в цирке;в) сидеть в кабинете у зубного врача;г) сидеть у шахматной доски;д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.II   группа — задание «идти». Возможныеварианты:а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;б) идти по горячему песку;в) идти по палубе корабля;г) идти по бревну или узкому мостику;д) идти по узкой горной тропинке и т.д.III   группа — задание «бежать». Возможные варианты:а) бежать, опаздывая в театр;б) бежать от злой собаки;в) бежать, попав под дождь;г) бежать, играя в жмурки и т.д.IV  группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:а) отгонять комаров;б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;в) сушить мокрые руки и т.д.V  группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:а) кошку;б) попугайчика;в) кузнечика и т.д.
  • «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»
  • Цель. Развитие чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.Ход игры.Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
  • «КОРОЛЬ (вариант народной игры)»
  • Цель. Развитие действий с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.Ход игры.Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.Работники.        Здравствуй, король!Король.        Здравствуйте!Работники.        Нужны вам работники?Король.        А что вы умеете делать?Работники.        А ты отгадай!Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
  • «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
  • Цель. Развитие навыков действия с воображаемыми предметами,воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.Ход игры.С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
  • «БАБУШКА МАЛАНЬЯ»
  • ЦельРазвитие внимания, воображения, находчивости, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.Ход игры.Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)Жили в маленькой избушкеСемь дочерей,Семь сыновей,Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-С такими носами,                     ся в тексте.)С такими усами,С такой головой,С такой бородой...Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпираютНа него (нее) глядели,              подбородок.)Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим лю-бой жест.)
    -