Публикации предмет "Основы религиозных культур и светской этики ", тема: "Иисус в Коране и Новом Завете"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: предмет "Основы религиозных культур и светской этики ", тема: "Иисус в Коране и Новом Завете"
Автор: Холявкина Юлия Яковлевна

Иисус в Коране и Новом ЗаветеВведениеАктуальность темы исследования обусловлена ​​тем, что от развития христианско-мусульманского богословского диалога во многом зависит будущее глобализирующегося человечества. Как никогда ранее необходимо развитие религиозной этики толерантности, взаимопонимания, открытости, диалога и братства. Усилия теологов, направленные на достижение взаимопонимания, встречаются с многочисленными вызовами, среди которых главными являются развитие радикального исламизма как идеологии противостояния с Западом в борьбе за глобальное лидерство. Важной задачей христиан и мусульман в настоящее время являются также преодоление возрастных стереотипных представлений враждебности и недоверия, выработка действенного языка межрелигиозного богословского диалога, актуализация совместных или аналогичных нравственных ценностей и принципов, согласование единой позиции в условиях постмодернистского нарастания релятивизма и нигилизма в умах интеллектуалов и сообществ.Представители основных христианских и мусульманских теологических традиций полны решимости не допустить развития теорий и практик, которые спекулируют на темах «столкновения цивилизаций». Теологи убеждены, что противостояние существует исключительно между цивилизованностью и варварством. Для преодоления всех теоретических и практических последствий радикальных религиозных проектов в исламской среде и «языка ненависти» в христианстве необходимо «новое Просвещение», вдохновленное идеалами универсального религиозного возрождения человечества.Основная цель этой работы — рассмотреть тему «Иисуса в Коране и Новом Завете» в контексте концептуальных и теологических основ христианско-мусульманского богословского диалога. Для достижения обозначенной выше цели при выполнении работы предстоит рассмотреть следующие задачи:– обзорно осветить классические теории отношений Христианства и Ислама в конфессиональной теологии через отдельные аспекты проявления Иисуса Христа в Новом Завете и Коране;– выделить предпосылки для религиозного плюрализма в условиях глобализации современного мира, обосновав проявление Бога через Иисуса в религиях и Откровениях в контексте христианско-мусульманского диалога.1.Классические теории отношений Христианства и Ислама в конфессиональной теологии1.1.Иисус как Спаситель в христианской теологии Нового ЗаветаКлассификация религий на природные и сверхъестественные, с выделением соответствующих типов «откровения», широко применялась в начале XX в. православными богословами, будучи наиболее детально разработанной в трудах А. Глаголева. Новизна размышлений К. Ранера заключалась в признании спасения нехристиан не просто в качестве помилованных, а как членов Тела Христова, «анонимных католиков», то есть таких праведников, которые бессознательно относятся к единой христианской церкви, которая тождественна с Римско-Католической церковью, но также «находится» в других церковных христианских общинах.Протестантская теология, как правило, к «общему откровению» относит лишь откровение Бога в природе, через сущность человека, его разум, через историю и искусство, но ничего не говорит об откровении Бога через другие религии. Напротив, с точки зрения этой теологии только Новый Завет раскрывает Бога как Спасителя, он непогрешим и безошибочен, только Библия сообщает о спасении и т.д.. Аргументация К. Ранера в пользу существования феномена анонимного христианства в целом соответствует учению греческой патристики (санкционированной на Шестом вселенском соборе в тексте догмата) о естественной свободе в человеке, который интуитивно направляет душу к Богу, если этой воли не противоречит страстное решение личности. Согласно К. Ранеру, силой того, что сверхъестественное начало присутствует в каждом человеке, устремленность к Абсолюту, то есть к Богу, который дарует благодать, является квинтэссенция истинной сущности человека. Идеальным для любого человека было бы соединиться в акте веры с той спасительной реальностью, которая присутствует в каждой человеческой экзистенции. Но эксплицитно вера во Христа может допускать и имплицитно, анонимную, скрытую форму свершения, явно проявляется только в жизненной практике. Религии, которые искренне переживаются людьми доброй воли, подобны зернам, из которых может вырасти завершенноерастение. Таким образом, религии – это форма анонимного выбора Христа, обусловленная первоначальным стремлением любого человека к Абсолюту.1.2. Идентичность проявления Иисуса в Новом Завете и КоранеПо мнению К. Жеффре, христианское и мусульманское учение об Откровении, несмотря на бесспорные богословские различия, идентичны по своей структуре. И здесь, и там неописуемое Слово Божие явлено с помощью Книги, Священного Писания (Коран и Новый Завет). Христианское богословие в целом стремится показать, что христианство, в отличие от ислама, не является «религией Книги». Это можно понять постольку, поскольку Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, занимает то же место, которое Коран в исламе. Но в исторической перспективе, мы полагаем, прав Мухаммед Аркун, когда говорит о трех монотеистических религиях, как о «сообществе Книги», где все находятся в герменевтической ситуации, то есть стоят перед необходимостью читать священные тексты, чтобы вывести из них закон, установку, комплексы предписаний и запретов, которые определяют моральный, правовой и политический порядок. Действительно, это верно во всех трех случаях – в отношении и к Библии, и к Новому Завету, и к Корану. Существенным препятствием для христианско-мусульманского диалога стал консервативный поворот Й. Ратцингера, как ближайшего соратника папы Иоанна Павла II, а затем – римского понтифика Бенедикта XVI. Возражение сотериологической ценности других религий, которое находилось в Катехизисе Католической Церкви (1992), а затем в догматической конституции «Господь Иисус» (2000), стало причиной кризиса в католическо-мусульманском диалоге и имело негативное влияние на отношения христиан и мусульман.2. Религиозный плюрализм в условиях глобализации современного мира2.1. Консервативная критика в контексте противостояния религий Христианства и ИсламаКонсервативные критики теории К. Ранера, среди которых самым известным стал Й. Рацинґер, будущий папа Бенедикт XVI, отрицали возможность бессознательной принадлежности людей другой веры и другой религии к Телу Христову, которым является Церковь. Спасение этих людей может быть исключением, которое делает милостивый Бог, но не с точки зрения их невидимой принадлежности к церкви или интуитивного стремления к тем отношениям с Богом, которые и являются церковью. Либеральная критика К. Ранера, представленная Г. Кюнгом, сосредоточилась на необходимости признания самостоятельного значения каждой религии, по крайней мере, монотеистической, в истории спасения – иначе получается, что католическая теология не уважала бы другого вегоинаковости. По мнению исследователей, более удачным является не поиск легитимизации других религий через метафизические теории откровения и экзистенциально-метафизическую антропологию, а через историю в ее сотериологических измерениях. Католический богослов Х.Р. Шлеттешлет предлагает различать общую историю спасения, которая является ничем иным, как историей мира, в том смысле, что с тех пор, как существует человек, она никогда не была лишена спасительной помощи благодати, и особую историю спасения, где Откровение Слова Божьего скреплено Заветом с особым народом, народом Израиля и «Новым Израилем», или, точнее, с новым народом Божиим, которым является Церковь.2.2. Проявление Бога через Иисуса в религиях и Откровениях в контексте христианско-мусульманского диалогаК. Жеффри, с полным сочувствием ссылаясь на классика религиозной философии диалога и предшественника экуменического диалога трех монотеистических религий Ф. Розенцвайга, также, как это нередко делают иудеи и мусульмане, отмечает, что Франц Розенцвайг в своей книге «Звезда Искупления»без колебаний говорит о таинственной взаимодополняемостиКорана и Нового Завета, поскольку каждое из этих религиозных Писаний по-своему свидетельствует о полноте истины, слитой с тайной Иисуса – Сына Бога. Сама судьба истины, как истины человеческой, заключается в том, чтобы быть истиной разделенной. А человечество знает, что истина, никем не разделенная – вовсе не истина; даже полная истина истинна только потому, что причастна Богу. В диалогической парадигме разделенность истины сдругим означает возможность для нее проявиться, артикулироваться. Причастность участников диалога – христиан и мусульман – к единой истине обеспечиваетсявзаимным дарованием тех знаков, которые являются словами Сына Божьего, или символами Его таинственного универсального присутствия. Этот дискурс не выводит христиан за пределы Церкви, поскольку не церковь находится в мире, а мир находится в церкви, которая значительно универсальнее мира, хотя это и является таинственным бытием, большим при видимой малости.Таким образом, религиозный плюрализм, от которого невозможно спрятаться в условиях глобализации и постмодерна, становится не вызовом для церкви, а возможностью заново открыть собственную универсальность, более широкую, чем универсализм секулярной культуры или универсализм других религий. ЗаключениеВ этой работе в соответствии с поставленной целью были освещены концептуальные основы христианско-мусульманского богословского диалога в его исторической эволюции на предмет выявления перспектив создания взаимной открытости христианского и исламского мировоззрения.В завершении работы приходим к выводу о том, что сегодня срочно нужно богословие религий, принципиально отличное от богословия спасения неверных. Тяжелая и небывалая задача герменевтики межрелигиозного диалога – принять наш исторический опыт, который свидетельствует о неизбежности религиозного плюрализма, не обесценивая при этом уникальности Иисуса ни в Новом Завете, ни в Коране. Здесь речь идет об исторической ответственности богословской мысли. Именно из-за своей исключительной сосредоточенности на вопросе спасения отдельные богословы, как католические, так и протестантские объявляют новое богословие религий ненужным под тем предлогом, что классическое богословие уже давно не исключает возможности спасения любого человека, чья совесть чиста. Но именно это и ведет к смешению богословия спасения неверных с богословием религий. Недостаточно ссылаться на принцип чистоты совести, которая позволяет оправдать человека, не знающего истинной веры, и не подобает относить всех последователей других религий к неверующим. На другие религии следует смотреть с точки зрения их положительной исторической роли, независимо от субъективных мотивов их отдельных сторонников, и задаться вопросом, являются ли они носителями спасительных ценностей.Взаимное понимание христиан и мусульман остро необходимо и для России сегодня, а выработка совместных культурных нарративов и норм социального общежития возможно лишь с учетом теологического обоснования ценностей толерантности и диалога.Список использованных источников
  • Гайслер Н. Л. Энциклопедия христианской апологетики / Норман Л. Гайслер; [пер. с англ. В. Гаврилова]. – СПб.: Библия для всех, 2017. – 1184 с.
  • Дементьев В.И. Актуальные проблемы современного богословия / Материалы Научно-практической конференции из цикла «Сибирские чтения» на тему «Категория свободы воли и роль личности в христианской сотериологии» (Новосибирск, Россия, 5-6 декабря 2019) // Сб. научн. тудов Новосибирского национального исследовательского государственного университета. – Новосибирск. – 849 с.
  • Жеффре К. Богословское значение исламо–христианского диалога / К. Жеффре // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. Сост. Алексей Журавский. – М.: ББИ им. ап. Андрея, 2017. – 1254 с.
  • Заварзин С. Конфессионально-исторические аспекты распространения ислама на территории России и современная мусульманская среда / С. Заварзин // Исламские процессы в мире и в России: реалии и прогнозы // Коллонография. - М.: УАР, 2018. – 289 с.
  • Каспер Р. Слово Божье и язык человеческий в христианстве и исламе / Р. Каспер // Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость / Ред. и перевод А. Разовский. – М.: ББИ св. апостола Андрея, 2018. – 44 с.
  • Клеман О. Ислам – божественный вызов иудеям и Мухаммадвозвеститель последнего пророчества / О. Клеман // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. Сост. Алексей Журавский. – М.: ББИ им. Ап. Андрея, 2017. – 1254 с.
  • Ислам, модерн, национализм. Интервью с Клиффордом Гирцем // Исламоведру. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: –modern–natsionalizm–intervyu–s–kliffordom–girtsem/ (дата обращения: 30.07.2021).
  • -