Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Русская изба. Путешествие в прошлое».
Автор: Евсевьева Наталья Георгиевна
Цель: Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи:-
Образовательная: познакомить обучающихся с крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России.
-
Развивающая: развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;
-
Воспитательная: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа. Воспитание музейной культуры.
Оборудование: экспозиция школьного музея «Русская изба», экспонаты школьного музея - предметы крестьянского быта.
Ход мероприятия:- Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.
До революции наш посёлок назывался Маслогостицы.
В 1914 году недалеко от села была проложена железная дорога Псков - Гдов. Станцию, расположенную в семи километрах от села тоже назвали Маслогостицами, а в 1915 году параллельно железной дороге, в некоторых местах совсем рядом прошла шоссейная дорога. Село Маслогостицы оказались на одинаковом расстоянии между городом Псковом и станцией Ямм. С 16 июля 1916 года за селом прочно укрепилось название Серёдка.
-
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Из чего на Руси строили дома?
В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. А как же называлось в селе жилище крестьянина? (дом, изба, хата)
- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу:
- “Приходите, – говорил – люди добрые, помогите мне избу строить”.
- “Непременно придем!” – отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
-
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали “рубить избу”. А строили такие избы из деревянных бревен, без единого гвоздя.
-
3. Введение в тему урока.
Учитель: Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу. ( гости проходят в музей школы)
( свет гаснет Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа)
В низенькой светелке со створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана;
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная стала в уголок,
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…
И кровать резная с пологом цветным.
Учитель: В нашем музее представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков.
4. Сообщение темы и целей урока.Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим вещи, которые расскажут нам о прошлом. Это предметы труда и быта крестьян нашего села.
-
5. Работа по теме урока.
Учитель: В избе всегда считали святыми 3 места:
Самое почётное место в доме — это КРАСНЫЙ УГОЛ
В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки».
Красный угол ( Рассказывает Дмитриева Настя и петров Артемий)
Красный угол был самым главным и почетным местом в избе. На Руси изба всегда выстраивалась с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В русской избе он всегда располагался по диагонали от печи. Красный угол – священное место в доме: красный – красивый, торжественный, праздничный. Пришедший в дом человек мог пройти в эту часть избы только по приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Здесь трапезничали, молились. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка
В красном углу мы видим Иконы. Они устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Особо почитаем на Руси, был Никола Угодник (Святитель Николай, чудотворец). В красном углу проводились ежедневные молитвы. По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла.
Красный угол всегда держали в чистоте, украшали вышитыми полотенцами, рушниками.
Учитель: Что такое рушник? Для чего они были нужны, почему так назывались? (рассказывает Васильева Дарья)
Эти изделия изготавливали из льняного полотна. Для украшения использовались символические орнаменты: львы, кони, лилия, роза; ромбы, круги. Основными цветами при оформлении рушников являются красный разных оттенков: «алый», «малиновый», «вишнёвый» и белый. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В него принимали новорожденного, им увивали дуги, оглобли, сани свадебного поезда. Его повязывали невесты на плечи родичей суженого, почетным гостям.
На свадьбе родители встречали молодых хлебом-солью, а лежал хлеб на полотенце.
«Кто аккуратен, тот людям приятен» или «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».Учитель: Что в хате крестьянина называли матушкой, кормилицей?
Загадка “Чего из избы не вытащишь?”
Учитель: Конечно, русскую печь.
(Рассказывает Спиридонов Кирилл)
Ученик. Дом – без печи хата не хата. Она служила источником тепла и света.Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. В печи жил покровитель рода — Домовой и с печью связано обилие примет и поговорок: « Не сидят к печи спиной, а то домовой обидится».
Если человек чувствовал, что у него совесть не чиста или на душе «кошки скребут» он грел руки на печи.
Огонь в печи должен гореть постоянно, если он потух хоть на мгновение, это считалось дурным признаком.
- Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?
Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда.
Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.
Учитель: Для чего служила печь вам расскажет? (Рассказывает Корныльева Ульяна)
Ученица. Русская печь использовалась для отопления избы и приготовления пищи, а также для проветривания избы и ее просушивания. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В стенах печи делали маленькие углубления, в которых сушили рукавицы, носки, хранили спички. Топили печь дровами, а пищу варили как во время топки, так и по ее завершении. Хлеб и пироги ставили уже после того, как печь была вытоплена, угли выгреблены, а труба закрыта. Печь на руси была тесно связана с родным домом, семьей, предками. Народом придумано много пословиц и поговорок о доме, русской печи.
«Когда в печи жарко – тогда и варко», «Печь нам мать родная» "Покуда есть хлеб, да вода – все не беда"В печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи,. И все получалось удивительно вкусно и питательно, но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали: лечебная и материнская.
В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.
«Печь нам мать родная» - вынашивали слабых недоношенных детей.Учитель: Наши далекие предки были людьми трудолюбивыми и чистоплотными. (Рассказывает Павлов Антон)
Ученик. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. Мыла и чистила посуду.
Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.
Ученик. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».
Коромысло ( Рассказывает Фёдоров Артём)
Учитель В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, сам стол.
Ученик. Стол ( Рассказывает Спиридонов Кирилл)
Ученик. Кухонная утварь. (Рассказывает Романов Дима)
Сверху дыра
и снизу дыра,
а в середине -
огонь да вода.
Самовар душа каждого дома. Чай пили долго, пока не выпьют весь самовар, пока не съедят все угощения из-за стола не вставали. Самовар - это чисто русское изобретение. Это не просто устройство для подогрева воды, это предмет, который объединял всю семью.
Все это называется кухонная утварь.
Учитель: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» - кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.
Но они – самые нужные «припечные» жители.
Ученица. (кочерга и ухват Рассказывает Афанасьева Дарья)
Учитель: Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать ,ребята? (1-2 чел. Пробуют под музыку)
Учитель: Отгадайте загадку
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого.
Ученица. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать). (Рассказывает Соколова Света)
-
Сценка «Посиделки»
Педагог: Бабушка, нас с ребятами интересует чем вы занимаетесь, как развлекаются твои внуки? Вот у нас там, в будущем, есть много видов развлечения. Например, телевизор, кинотеатр, театр, компьютер с выходом в интернет, а у вас?
Бабушка: Да, странные какие слова-то … непонятные. У нас все проще. Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи.
Педагог: Так ведь вечером темно, как рукодельничать?
Бабушка:Доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами (показывает лучину). Их вкладывают в светец (показывает) и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком. Ребята, как вы думаете для чего? Чтобы огарки не падали с лучины на пол.
Педагог: А кроме работы, что они делали на этих посиделках?
Бабушка: Девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.
Ребята. -Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?
Хозяйка. -А чем платить будете?
Ребята. -А чего надобно?
Хозяйка. -Да совсем немножко:дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,
Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться, поплясать, себя показать.
Хозяйка. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)
Входят девочки.
В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб) .
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге) .
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша) .
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Наташа
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Педагог:Вот видите, ребята, как в старину отдыхали с пользой, и работали в удовольствие.Ну что, пора прощаться.
Бабушка: Куда ж это вы?
Педагог: Назад в будущее. Спасибо за гостеприимство. Нам с ребятами было очень приятно так много узнать для себя нового и интересного.
Бабушка:Спасибо вам за теплые слова. Прощайте! (Ребята благодарят бабушку за рассказ, прощаются с ней)
Педагог:Ну что, ребята, пора назад, закрываем глаза, раз, два, три назад в будущее нас перенеси.
Дети закрывают глаза, в это время педагог закрывает шторкой уголок русской избы.
Закрепление изученного
Учитель: Видите, как много было у крестьян различных предметов быта. А чтобы нам лучше запомнить утварь крестьянскую, давайте попробуем ответить на вопросы и заполнить смысловые пропуски.
10. Рефлексия. (продолжить предложение)
- Я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
- Прочитайте источник «Русская изба».
Учитель: Предлагаю вам заполнить смысловые пропуски.
-
В избе всегда считали святыми 3 места:
-
Красный угол. Там совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его украшали вышитыми полотенцами.
-
Самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Печь занимала большую часть дома. На печке можно было спать. Это место называлось полати. А еще в ней пекли хлеб, готовили пищу.
-
Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить. Лопата, чтобы хлеб из печи доставать. Кочерга, чтобы угли в печи ворошить. Помело – мусор от дров и хвороста заметать.
-
Стол – это « божья ладонь». В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка, на большой лавке за столом сидел хозяин дома.
-
Посуда которой пользовались люди, сделана из дерева, из глины.
-
Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины, кринки для жидкого: для молока, для меда и кваса. Чугун суп варить, а в горшке – кашу. Полная солоница, как и хлеб, обязательно стояла на столе. Ендова и братина - это сосуды для напитков. Ложки и чашки у всех деревянные. Все это называется кухонная утварь .
-
А вот и ведра с коромыслом. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, придумали коромысло. Жбан и ушат нужны для воды, чтобы стираться и мыться.
-
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Летом все от мала да велика все работали в поле, огороде в доме. А вот зимними , долгими вечерами вся семья собиралась за большим столом у теплой печи и каждый что- то мастерил.
-
Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи. Вечером когда темно, доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами. Их вкладывают в светец и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком, чтобы огарки не падали с лучины на пол. Кроме развлечений на этих посиделках девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.
Заполни «смысловые пропуски» на карточке.
Расскажи по плану.
В русской избе святым местом был ____________________________________________________.
Название угла «красный» означает ________________________________________________________________.
В переднем углу висели ____________________ их украшали ________________________.
Расскажи по плану.
____________ занимала большую часть дома. Она __________________и __________________ крестьянина.
Рядом с печью мы видим ____________________, чтобы горшки доставать, ____________________ угли мешать, _________________________- хлеб садить в печь и вынимать из печи. ______________ - мусор заметать.
Воду в дом приносили на ________________ в __________________.
_______________,_____________ и ________________ нужны для воды, чтобы стираться и мыться.
Расскажи по плану.В переднем углу устанавливался ___________, который назывался большим.
Вдоль стен избы стояли __________.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян.
Продукты хранили в ______________. Молоко, мед, квас наливали в ______________________________________.Кушать варили в ___________________________________.
На столе у каждого члена семьи бала своя деревянная _______________ и ____________________. Напитки пили из __________________ и ____________________.
-
Расскажи по плану.
Зимой молодые девицы устраивают_________________________________________.
Они собираются вместе, чтобы_________________________. Приходят и парни и __________________________________________________. Доставали из печки березовое или осиновое _________________и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются
______________________. Их вкладывают в ________________________ и зажигали.
Кроме развлечений на этих посиделках девицы _____________________________________, а парни
