Публикации Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
Автор: Зюзина Екатерина Владимировна

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работыВ данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в техникуме, готовность кураторов к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализация данного направления в условиях техникума через систему мероприятий. Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика In this article, the principles of vocational guidance work in schools, the readiness of class leaders to carry out activities for the professional self-determination of students, the work of teachers with parents of students and the implementation of this direction in school conditions through a system of activities are considered. Key words: Vocational guidance work, psychological and pedagogical support, parents, professional self-determination, trainees, motivation, readiness of teachers, intentions, inclinations, motives for choosing a profession, professional diagnosticsВ современном мире, где динамично меняются требования рынка труда и появляются новые профессии, профессиональное самоопределение становится ключевым фактором успешной социализации молодежи. Профориентационная работа в образовательных учреждениях играет решающую роль в формировании осознанного выбора будущей профессии.Эффективная профориентация – это не просто набор мероприятий, а комплексная система, включающая в себя диагностику интересов и склонностей, информирование о мире профессий, развитие навыков принятия решений и планирования карьеры. Важным элементом является взаимодействие с представителями различных профессий, посещение предприятий и организаций, участие в мастер-классах и профессиональных пробах.Основная цель профориентационной работы – помочь обучающимся осознать свои сильные и слабые стороны, соотнести их с требованиями конкретных профессий, научиться оценивать перспективы трудоустройства и возможности карьерного роста. Это предполагает формирование у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.Современные профориентационные программы должны учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, использовать интерактивные методы обучения, такие как деловые игры, тренинги и кейс-стади. Важно также привлекать к процессу родителей и педагогов, создавая единую профориентационную среду.Одним из важных направлений профориентационной работы является развитие у обучающихся навыков самоанализа и самооценки. Это включает в себя умение определять свои личностные качества, интересы, ценности и способности. Для этого используются различные методики, такие как анкетирование, тестирование, беседы и наблюдение. Результаты этих исследований позволяют студентам лучше понять себя и свои возможности, а также выявить области, в которых необходимо развиваться.Профдиагностика неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого обучающегося. В психолого-педагогической работе используется комплексное профдиагностирование по следующим тестам: опросник Хохланда, Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной), тест «ДДО» Е. А. Климова, тест «Эрудит». Важным звеном в системе профориентации обучающихся является работа с родителями. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. Участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации как проблемы общественной и педагогической.Не менее важным является ознакомление обучающихся с рынком труда и перспективами развития различных отраслей экономики. Обучающиеся должны иметь представление о востребованных профессиях, требованиях к специалистам, уровне заработной платы и возможностях карьерного роста. Эта информация может быть получена из различных источников, таких как интернет-ресурсы, специализированные издания, встречи с представителями компаний и организаций.В условиях цифровизации экономики особое внимание следует уделять развитию у обучающихся цифровых навыков и компетенций. Это включает в себя умение работать с компьютерными программами, использовать интернет-ресурсы, анализировать данные и решать задачи с помощью информационных технологий. Цифровые навыки становятся все более востребованными на рынке труда, поэтому их развитие является важным условием успешной профессиональной самореализации.Профориентационная работа в образовательных учреждениях должна быть направлена на формирование у обучающихся осознанного и ответственного отношения к выбору будущей профессии. Это предполагает развитие у них навыков самоанализа, ознакомление с рынком труда, развитие цифровых навыков и создание условий для профессиональных проб. Только в этом случае можно обеспечить успешную социализацию молодежи и подготовить квалифицированные кадры для развития экономики страны.Стоит привести несколько примеров эффективных методов и форм профориентационной работы, которые чаще всего используются в работе:
  • профориентационные игры и квесты: в игровой форме обучающиеся знакомятся с различными профессиями, решают профессиональные задачи, развивают навыки командной работы и принятия решений;
  • виртуальные экскурсии на предприятия: позволяют увидеть производственный процесс изнутри, познакомиться с условиями труда и требованиями к специалистам;
  • мастер-классы от профессионалов: дают возможность получить практический опыт и узнать секреты мастерства от опытных специалистов;
  • профориентационные лагеря и школы: обеспечивают интенсивное погружение в мир профессий, позволяют попробовать себя в различных видах деятельности и получить консультации специалистов;
  • онлайн-платформы и тесты: предоставляют доступ к информации о профессиях, позволяют пройти профориентационные тесты и получить рекомендации по выбору профессии;
  • проектная деятельность: участие в проектах, связанных с профессиональной деятельностью, позволяет развить исследовательские навыки, научиться работать в команде и применять полученные знания на практике;
  • встречи с выпускниками: общение с выпускниками, успешно реализовавшими себя в выбранной профессии, мотивирует и вдохновляет обучающихся;
  • дни открытых дверей в учебных заведениях и на предприятиях: предоставляют возможность познакомиться с образовательными программами и условиями обучения, а также узнать о перспективах трудоустройства.
  • В заключение, профессиональное самоопределение – это сложный и многогранный процесс, требующий системного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон. Качественная профориентационная работа позволяет не только снизить уровень безработицы среди молодежи, но и способствует формированию квалифицированных и мотивированных кадров, способных внести вклад в развитие экономики страны.Список использованных источников и литературы:
  • Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы / Е. А. Французова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 39 (173). С. 76-79. URL:
  • Грецов А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов. Бедарева. СПб.: Питер, 2021.272 с.
  • Грецов А. Выбираем профессию: советы практического психолога./ А.Грецов. СПб.: Питер, 2022. – 224с.
  • Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. 3е изд., стер. М.: Академия, 2023. 239 с.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2021. – 432 с.
  • -