Публикации
«Реализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в практике МБДОУ ЦРР «Снежинка» по развитию речи дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Реализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в практике МБДОУ ЦРР «Снежинка» по развитию речи дошкольников»
Автор: Шумакова Ольга Олеговна Николаева Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Реализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в практике МБДОУ ЦРР «Снежинка» по развитию речи дошкольников»
Автор: Шумакова Ольга Олеговна Николаева Лариса Николаевна
«Реализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в практике МБДОУ ЦРР «Снежинка» по развитию речи дошкольников»Авторы: Шумакова Ольга Олеговна – старший воспитатель МБДОУ ЦРР «Снежинка»Николаева Лариса Николаевна - воспитатель МБДОУ ЦРР «Снежинка»Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Снежинка» МР «Алданский район» РС (Я)Цель работы: раскрыть значение трудов К.Д. Ушинского по развитию речи дошкольников, показать возможность их реализации в современной практике детского сада на примере МБДОУ ЦРР «Снежинка».К. Д. Ушинский – великий русский педагог, психолог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России. Вклад Ушинского в теорию воспитания и образования покоится на двух ведущих идеях всего его педагогического наследия: народность и антропологизм. Первая выражена им во всех статьях и воплощена в учебниках, вторая в капитальном труде – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах - «Родное слово» и «Детский мир» его прогрессивные педагогические идеи нашли отражение в становлении системы обучения родному языку в России. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». Он обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога.Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинского на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Подготовительное обучение, в том «числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным.В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. В своей работе мы реализуем первую цель Ушинского следующим образом:В разделе «Развитие речи» с детьми от 3 до 7 лет мы используем программу «Развитие речи детей» О.С. Ушакова, в основу которой легли результаты исследований К.Д. Ушинского, Л.В. Выгодского, Д.Б. Эльконина, и др. и которая направлена на развитие всех сторон речи ребенка – фонетики, грамматики, лексики, а также большое внимание в ней уделено развитию основам связной монологической речи. Мы видим непосредственную связь данной программы и учений К.Д. Ушинского, т.к. в ней, также как и в учении Ушинского одной из главных задач речевого развития дошкольников стоит– овладение связной монологической речью по средствам использования наглядного материала – игрушек, предметов, картин. Это прослеживается в конспектах занятий к Программе, большее количество из которых посвящено пересказу, составлению описательных и сюжетных рассказов по предметам, картинам, игрушками. Организация РППС в группах (центры по развитию речи и чтению художественной литературы) и музей «Родничок» детского сада, познавательные экскурсии в котором обогащают знания и словарный запас детей. Работа кружка по познавательно-речевому развитию детей по средствам метода сторителлинг - «Я начну, а ты продолжи». Сторителлинг – интерактивный метод, который позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей, сторителлинг учит дошкольников рассказать или сочинять свои истории, используя наглядность. Кружок ведет свою работу уже на протяжении 4х лет, завершающим продуктом которого является придумывание и создание мультфильма детьми подготовительной группы. Итог: В своей работе по развитию речи мы широко применяем наглядность, как один из основных принципов дидактики и считаем, что она облегчает степень усвоения изучаемого материала, обеспечивает осмысленное восприятие и прочное запоминание, повышает интерес к занятиям.Вторая цель по мнению К.Д. Ушинского — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Ушинский особенно страстно говорил о роли живого слова во всестороннем развитии ребенка. Важными являются мысли педагога о связи восприятия детьми литературных произведений с развитием у них «дара слова». В нашем детском саду чтение художественной литературы осуществляется уже с 1,5 лет ежедневно в форме «взаимодействия взрослого с детьми», во время которого дети знакомятся с программными произведениями, в том числе с произведениями К.Д. Ушинского. А также кружка «Библиотечный час», задачи которого формирование любви и интереса к художественному слову, развитие «чувства языка», формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора, воспитания культуры речевого общения. Программа «Библиотечный час» построена на положениях К.Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, «дара слова» путем упражнений, на правильном донесении до ребенка произведения, предварительной подготовки его к восприятию. Программа библиотечный час реализуется со средней по подготовительную группу, в форме взаимодействия взрослого с детьми, один раз в неделю. Программа включает художественные произведения, которые не вошли в рекомендации к чтению программы «От рождения до школы», которая является ООП ДОУ, и включает литературные произведения разных жанров: реалистические рассказы, басни, фольклорные произведения, сказки, которые отличаются сильной дидактикой и имеют педагогический характер, в том числе произведения К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Спор деревьев», «Умей обождать» и др. по нашим наблюдениям данные произведения очень нравятся детям, тем что они понятны, интересны, не велики по объему, тематика разнообразна и приближена к детской жизни, при этом в них сочетается познавательность и поэтичность. Во время чтения и анализа прочитанного, я стараюсь придерживаться рекомендаций К. Д. Ушинского, который требовал, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение», для этого используется предварительная подготовка к прочтению, рассматривание иллюстраций, разбор незнакомых слов и выражений, анализ прочитанного, художественное творчество, все это помогает понять произведение и вызывает эмоциональный отклик у детей, который в свою очередь влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей, у них значительно повышается уровень логического и наглядно-образного мышления (О.С. Ушакова).С целью приобщения детей и взрослых к чтению художественной литературы в МБДОУ «Снежинка» в 2018-2020 уч. году был реализован инновационный проект «Инновационные формы работы в библиотеке детского сада, как средство повышения читательского интереса детей и взрослых». Применение интересных, современных форм работы с детьми и родителями позволило нам, привлечь внимание к чтению, к библиотеке, повысить культуру общения дошкольников и пополнить библиотечный фонд детского сада, а также расширить читательскую аудиторию детской городской библиотеки. Третья цель по мнению К.Д. Ушинского практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. В своем труде «Родной слово» Ушинский поместил идеи о первоначальном обучении грамоте, о звуковых упражнениях приготавливающих к чтению, о совместном изучении письма и чтения. Необходимо отметить, что Ушинский предложил концепцию «развивающего учения», которая имеет самое прямое отношение к обучению грамоте. По его убеждению, процесс целостного развития души ребенка должен начинаться с правильного, есетственно-организуемого обучения грамоте. Ушинский определил важнейшие принципы и ввел понятие аналитико-синетического метода обучения грамоте, который претерпев некоторые изменения, доработанный Элькониным и в настоящее время лежит в основе программы Л.Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте», по которой работает наш детский сад и которая представляет систему работы над звуковой стороной речи детей, обучает их способами овладения умственными действиями – звуковому анализу, позиционному чтению (произнесение согласной фонемы при чтении с учетом позиции за ней гласной фонемы).Также мы используем программу О.С. Ушаковой «Развитие речи», которая включает упражнения по звуковой культуре и формированию грамматического строя речи как часть занятия.Наиболее сложным для детей является - фонематический анализ и синтез слов, под фонематическим анализом подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть чётко представлять себе его звуковую структуру. В частности, к школе ребёнок должен уметь определить следующее:Какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова Сколько всего звуков в слове Какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.) Какого место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова. Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово, с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.Эти программы включают игры и упражнения, такие как «Назови слово на заданный звук», «Отгадай место звука в слове», «Назови конец слов», «Отгадай слово» и др., которые также использовал К.Д. Ушинский в своей работе с детьми.Также Ушинский предложил изучать звуки не в алфавитной последовательности, а начинать с гласных звуков, а затем перейти к ознакомлению с согласными звуками, этот метод является эффективным и до сих пор.В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем, без особых трудностей включиться в школьный учебный процесс.Реализуя выше перечисленные направления работы детского сада по развитию речи дошкольников, мы можем сделать вывод об эффективности педагогических идей и методов работы К.Д. Ушинского. Это подтверждают данные диагностики по речевому развитию:Сводные данные диагностических обследований освоения воспитанникам образовательной области «Речевое развитие»: И результаты участия детей и педагогов в конкурсах и мероприятиях различного уровня по речевому развитию:Таким образом педагогические взгляды и идеи К.Д. Ушинского остаются актуальными и по сей день и активно применяются в современной педагогики. Они стали достоянием миллионов людей, достоянием русской культуры.
