Публикации Особенности работы концертмейстера в классе виолончели

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы концертмейстера в классе виолончели
Автор: Косьянова Екатерина Александровна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Николо-Павловская детская школа искусств»622911 Свердловская область, село Николо-Павловское, ул. Юбилейная,11 телефон/факс (3435) 91-53-96Методическая разработка:«Особенности работы концертмейстера в классе виолончели»Автор: Косьянова Екатерина Александровна,концертмейстер МБУ ДО «Н-Павловская ДШИ»с. Николо-Павловское2025Введение Существуем мнение, что концертмейстер – это простая профессия. Но в реальности концертмейстеру недостаточно быть просто хорошим исполнителем, необходимо иметь особое чутье, нужно чувствовать солиста. Исполнительское сольное искусство немыслимо без участия концертмейстера пианиста. Любой выход на сцену, будь то обычный школьный концерт или выступление на конкурсе, не обходятся без предварительной работы с концертмейстером. Часто приходится работать с исполнителями на различных инструментах - это и народные, и струнно-смычковые, и духовые инструменты, а также вокалисты. Концертмейстер должен уметь быстро переключаться с одного приема игры на другой, учитывая специфику инструмента солиста.Деятельность и обязанности концертмейстера У концертмейстера должно быть хорошее воображение – он должен подсказывать ученикам образы произведений, чтобы они звучали именно так, как задумали композиторы. Он выступает как в роли педагога, так и в роли исполнителя. Иногда бывает так, что ученик выучил свою партию, но не слышит партию фортепиано – в такие моменты необходимо сыграть ее, чтобы солист услышал ее и понял. Обязанностей у концертмейстера множество, но главная из них – профессиональное исполнение музыкального материала. Совместно с преподавателем он принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с учениками, в ходе которых формирует у них навык игры в ансамбле, помогает воспитывать творческую индивидуальность и художественный вкус. Концертмейстеру необходим музыкальный слух, чувство ритма, образное мышление, фантазия, скорость, активность, и, конечно же, техника.Специфика работы концертмейстера в классе виолончели Виолончель – очень певучий, с теплым тембром инструмент. Недаром ее называют королевой души за особый тембр звучания, близкий к голосу человека. Но если королева – виолончель, то рояль, безусловно, – король всех инструментов. И вместе они образуют один из самых красивых музыкальных дуэтов. По своей природе виолончель – ансамблевый инструмент. В игре с виолончелью роль фортепиано не сводится лишь к аккомпанементу, а раскрывается в равноправном ансамблевом партнерстве. Диапазон виолончели вполне сопоставим с фортепиано, и в том случае, когда оба инструмента звучат в одном регистре, необходимо приглушить звучание рояля, выведя виолончель на первый план. В дуэте с виолончелью фортепиано подчас выполняет функцию «метронома», ведь в ансамбле пианист не свободный художник, а часть целого. Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов, а именно в классе виолончели, имеет свою специфику. Концертмейстеру надо иметь представление о различных штрихах, которые исполняются концом смычка, серединой смычка, о моментах соотношения штриха с вибрационным импульсом, различной тембровой и вибрационной окраской звука, использованием разных струн, как особой тембровой окраски. Большое внимание уделяется работе над звуком, который зависит от скорости ведения смычка, от смены смычка. Штрихи при исполнении на виолончели те же, что и на скрипке, однако из-за больших размеров инструмента и другого положения во время игры – сама техника усложнена. Применяется пиццикато, ставка большого пальца, флажолеты. На исполнение этих видов техники часто тратится много времени, и иногда концертмейстеру приходится задержать аккорд, чтобы солист успел поставить руку в нужную позицию. У исполнителя также бывают скачки через дальние струны, позиционные скачки, и концертмейстер должен внимательно за этим следить и не опережать виолончелиста. Часто бывает уместно играть штрих, как у солиста, а не строго придерживаться указаниям редакции. Например, при «sautille» (сотийе) (стаккато, но легкое, играется в середине смычка), аккомпанемент следует облегчить, не перегружать образ произведения. Концертмейстер должен уметь подвести аккомпанемент к началу игры солиста, правильно задать темп, настроение, глубину нажатия клавиш, чтобы инструменталист не просто считал такты до начала вступления, а проникся характером, тембром, окраской и соответственно этому начал играть свою партию. Большое значение имеет характер общения педагога и концертмейстера. В процессе урока педагог может делать замечания и пожелания по поводу игры. Реакция концертмейстера на такие замечания очень важна для воспитания ученика, который должен чувствовать заинтересованность не только преподавателя. Слаженность ансамбля концертмейстера и виолончелиста зависит от умения вести смычок, часто трудности встречаются в конце произведения, когда нужно тянуть длинную ноту. Обычно смычка не хватает, но торопиться концертмейстеру не стоит, нужно доиграть свою партию до конца, а виолончелисту продлить ноту, насколько это возможно и остановить смычок у конца, не опуская его, пока пианист не закончит свою партию.Концертное исполнениеОстановка игры концертмейстера на концертах и конкурсах приравнивается к провалу выступления. Если солист начинает забывать текст, задача концертмейстера – подхватить его и довести произведение до конца.Также концертмейстеру нужно быть готовым к игре в любой момент. Бывает, что исполнитель не дожидается пианиста, и начинает играть. Чтобы избежать этого, необходимо в классе научить показывать ученика начало игры (особенно с детьми младшего возраста). Иногда случается, что на сцене солист не справляется с волнением и начинает ускорять или замедлять темп, в таких случаях торопить его не стоит, можно вернуться в нужный темп в проигрыше. Если на концерте солист начинает фальшивить (бывает, что виолончель нагрелась, строй стал другим), концертмейстеру необходимо убрать дублирующие ноты, какие то места можно скрыть с помощью педали, но очень осторожно. А перед следующей пьесой подстроить инструмент.Заключение Концертмейстеру необходимо быть специалистом высокого уровня, нужно любить свою специальность и учеников, постоянно развиваться, творчески подходить к изучению нового материала. Концертмейстер дает возможность не увязнуть в технологических проблемах, помогает ученику лучше понять форму произведения, работает над фразой, дыханием, над чувством темпа и сменой характера, наполняет музыку художественным содержанием. И уж, конечно, без концертмейстера не обойтись, чтобы услышать всю многослойную фактуру произведения, а не только мелодию своего инструмента. Важно не забывать, что концертмейстер – это и исполнитель, и пианист, и педагог. Исполнительский труд концертмейстера часто неуловим и незаметен. Но именно он позволяет почувствовать всю глубину и насыщенность игры солиста.Список используемой литературы:
  • Бакланова Т.Ю. «Работа с начинающими в классе виолончели»;
  • Крючков Н.А., «Искусство аккомпанемента, как предмет обучения», Москва, 2017 г;
  • Стучевский И., «Искусство игры на виолончели»;
  • Шендерович Е.О., «В концертмейстерском классе», Москва, 1996 г;
  • Юдин А.И. «Малоизвестные грани творческой деятельности А.Б. Гольденвейзера, как пианиста - концертмейстера, педагога».
  • -