Публикации «ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ»
Автор: Ломакина Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»требования, предъявляемые к методической разработкеСоставитель: Ломакина Светлана Михайловна, методист грехгорный, 2025ВВЕДЕНИЕЧто такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней?Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.Методическая разработка может представлять собой:
  • Разработку конкретного занятия.
  • Разработку серии занятий.
  • Разработку сценария, воспитательного мероприятия.
  • Разработку определенной темы программы.
  • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета.
  • Разработку общей методики преподавания предметов.
  • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.
  • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
  • Требования, предъявляемые к методической разработкеК методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
  • Тщательно подойти к выбору темы разработки.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».
  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  • Подобрать и внимательно изучить соответствующую по теме литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Определить цель методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Подобрать методы, методические приемы, формы и средства обучения исходя из своего педагогического опыта.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, инструкции, карточки схемы, тексты песен, поуровневые задания и т.д.). Все это добавляется в Приложение к разработке.
  • Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятия по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятии; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятии и т.д.Структура методической разработкиОБЩАЯ СТРУКТУРА:
  • Аннотация занятия.
  • Введение.
  • Основная часть или ход мероприятия.
  • Заключение.
  • Список использованных источников.
  • Приложения.
  • ТЕМА ЗАНЯТИЯВОЗРАСТПРЕДМЕТ или ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММААннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе методическая разработка.Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. В рекомендательной аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна даются рекомендации.
  • АНОТАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
  • отражает идею занятия или мероприятия;
  • место и роль темы в курсе;
  • связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи.
  • ТИП ЗАНЯТИЯ Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.
  • Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):
  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
  • ФОРМА или ВИД занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на занятии. Форма деятельности зависит от применяемого метода или методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма. Другие формы: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, конференция, викторина, конкурсно-игровая программа, проект, деловая игра, экскурсия, смешанные (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИМетодическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.Цель: например, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение пользовать дополнительную литературу; обобщение знаний основного программного материала; повторение и обобщение пройденных знании на основе изучения пройденного материала; воспитание культуры, уважения и т.д.Задачи образования подразделяются на задачи личностные, метапредметные, предметные.Предметные – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.Личностные – это отношение к учебе к предмету, моральные и эстетические нормы, осознание ответственности.Метапредметные развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.Дидатическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
  • Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  • Формирование новых понятий и способов действий.
  • Применение понятий и способов действий.
  • Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):
  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
  • Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
  • фронтальный;
  • индивидуальный;
  • парный;
  • коллективный.
  • Деятельностно-коммуникативная составляющая, приобретаемые навыки учащимися (конкретные общеучебные или общепредметные умения, которые приобретаются воспитанниками при изучении данной темы)Например, активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о дополнительных возможностях текстовых редакторов, о правовых вопросах при работе с информацией и назначения Интернета. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (литература, музыка, технология, физика и т.д.)ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (прописывается Материально-техническое обеспечение урока)ВРЕМЯ, затраченное на проведение мероприятия, занятия.
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
  • ЧАСТЬ ИЛИ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
  • Основная часть может состоять из следующих разделов:
  • раскрытие темы;
  • выделение основных вопросов, которые надо усвоить воспитанниками при изучении темы;
  • выполнение практической работы.
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
  • Источники располагают по алфавиту фамилий авторов или заглавий книг и статей, если автор не указан. Общие требования к оформлению методической разработки
  • Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  • Объем основного содержания- не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Некоторые особенности алфавитного порядка:
  • работы авторов-однофамильцев ставят в алфавите их инициалов;
  • труды одного автора — в алфавите заглавий его работ;
  • если в список входит литература на разных языках, книги и статьи располагают последовательно: на русском языке, на языках с кириллическим алфавитом или в кириллической транскрипции, на языках с латинским алфавитом или в латинской транскрипции, на языках с оригинальной графикой. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.
  • Титульный лист.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – с. 240.
  • Серова Н.Л., Федина Н.П. Как подготовить и защитить методическую разработку. – Ярославль, 2004.
  • Другова Е.Н. Требования к методическому пособию, методической разработке, . – гисловодск, 2012.
  • Как написать методическую разработку//: 
  • Малькова Л.А. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. / Л.А. Малькова. – м.: гапоу мок ИМ. В. Талалихина, 2014. – 26 с.
  • Павленок, И.Н. Методические рекомендации «Требования к оформлению методических разработок педагога». – Новосибирск, 2015. Иванова, А.И. Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: metodicheskaja - razrabotka - i - trebovanija . doc
  • Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: Опыт и практические рекомендации. М.: МГСЮН, 2022. 68 с.
  • -