Публикации
«ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ»
Автор: Ломакина Светлана Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ»
Автор: Ломакина Светлана Михайловна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»требования, предъявляемые к методической разработкеСоставитель: Ломакина Светлана Михайловна, методист г.Трехгорный, 2025ВВЕДЕНИЕЧто такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней?Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.Методическая разработка может представлять собой:Разработку конкретного занятия. Разработку серии занятий. Разработку сценария, воспитательного мероприятия. Разработку определенной темы программы. Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета. Разработку общей методики преподавания предметов. Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания. Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. Требования, предъявляемые к методической разработкеК методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:Тщательно подойти к выбору темы разработки. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?». Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Подобрать и внимательно изучить соответствующую по теме литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Определить цель методической разработки. Определить направления предстоящей работы. Составить план и определить структуру методической разработки. Подобрать методы, методические приемы, формы и средства обучения исходя из своего педагогического опыта. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, инструкции, карточки схемы, тексты песен, поуровневые задания и т.д.). Все это добавляется в Приложение к разработке. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятия по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятии; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятии и т.д.Структура методической разработкиОБЩАЯ СТРУКТУРА:Аннотация занятия. Введение. Основная часть или ход мероприятия. Заключение. Список использованных источников. Приложения. ТЕМА ЗАНЯТИЯВОЗРАСТПРЕДМЕТ или ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММААннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе методическая разработка.Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. В рекомендательной аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна даются рекомендации.АНОТАЦИЯ ЗАНЯТИЯ отражает идею занятия или мероприятия; место и роль темы в курсе; связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи. ТИП ЗАНЯТИЯ Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):Урок изучения нового учебного материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля знаний, умений и навыков. Комбинированный. Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):Урок по первоначальному формированию умений и навыков. Урок совершенствования умений и навыков. Урок по выполнению комплексных заданий (работ). ФОРМА или ВИД занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на занятии. Форма деятельности зависит от применяемого метода или методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма. Другие формы: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, конференция, викторина, конкурсно-игровая программа, проект, деловая игра, экскурсия, смешанные (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИМетодическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.Цель: например, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение пользовать дополнительную литературу; обобщение знаний основного программного материала; повторение и обобщение пройденных знании на основе изучения пройденного материала; воспитание культуры, уважения и т.д.Задачи образования подразделяются на задачи личностные, метапредметные, предметные.Предметные – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.Личностные – это отношение к учебе к предмету, моральные и эстетические нормы, осознание ответственности.Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.Дидатическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. Формирование новых понятий и способов действий. Применение понятий и способов действий. Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):фронтальный; индивидуальный; парный; коллективный. Деятельностно-коммуникативная составляющая, приобретаемые навыки учащимися (конкретные общеучебные или общепредметные умения, которые приобретаются воспитанниками при изучении данной темы)Например, активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о дополнительных возможностях текстовых редакторов, о правовых вопросах при работе с информацией и назначения Интернета. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (литература, музыка, технология, физика и т.д.)ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (прописывается Материально-техническое обеспечение урока)ВРЕМЯ, затраченное на проведение мероприятия, занятия.ВВЕДЕНИЕ Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.ЧАСТЬ ИЛИ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Основная часть может состоять из следующих разделов:раскрытие темы; выделение основных вопросов, которые надо усвоить воспитанниками при изучении темы; выполнение практической работы. рекомендации по организации и методике изучения темы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Источники располагают по алфавиту фамилий авторов или заглавий книг и статей, если автор не указан. Общие требования к оформлению методической разработкиОбщий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов. Объем основного содержания- не менее половины всей рукописи. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Некоторые особенности алфавитного порядка:работы авторов-однофамильцев ставят в алфавите их инициалов; труды одного автора — в алфавите заглавий его работ; если в список входит литература на разных языках, книги и статьи располагают последовательно: на русском языке, на языках с кириллическим алфавитом или в кириллической транскрипции, на языках с латинским алфавитом или в латинской транскрипции, на языках с оригинальной графикой. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется. Титульный лист. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – с. 240. Серова Н.Л., Федина Н.П. Как подготовить и защитить методическую разработку. – Ярославль, 2004. Другова Е.Н. Требования к методическому пособию, методической разработке, . – г.Кисловодск, 2012. Как написать методическую разработку//: Малькова Л.А. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. / Л.А. Малькова. – м.: гапоу мок ИМ. В. Талалихина, 2014. – 26 с. Павленок, И.Н. Методические рекомендации «Требования к оформлению методических разработок педагога». – Новосибирск, 2015. Иванова, А.И. Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: metodicheskaja - razrabotka - i - trebovanija . doc Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: Опыт и практические рекомендации. – М.: МГСЮН, 2022. 68 с.
