Публикации Методические рекомендации использования технологии «Мастерская жизнетворчества» в соответствии с алгоритмом (этапами) проведения.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации использования технологии «Мастерская жизнетворчества» в соответствии с алгоритмом (этапами) проведения.
Автор: Нестерова Наталья Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Владимира Методические рекомендации использования технологии «Мастерская жизнетворчества» в соответствии с алгоритмом (этапами) проведения.Нестерова Наталья Олеговнаучитель начальных классов высшей квалификационной категорииМБОУ СОШ №40 г. ВладимираВладимир2022Технология «Мастерская жизнетворчества» имеет четкий алгоритм.
  • Индуктор (наведение)– первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно обращается к личному опыту каждого ученика и создает ситуацию выбора, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность. Индуктором может выступать слово, текст, мелодия, изображение, предмет – всё то, что способно вызвать ассоциации.
  • Деконструкция неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема, создаётся информационный запрос. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов.
  • Реконструкция – воссоздание проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается идея, создаются творческие работы. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт мастер.
  • Этот этап обращает к новой информации, ее обработке (составлению схем, афиш, рисунков, планов, проектов, газет), к корректировке творческого продукта.Включает подэтапы: «Самоконструкция» – индивидуальное создание решения, текста, рисунка, проекта.«Социоконструкция» – построение этих элементов группой.
  • Социализация – это соотнесение обучающимися или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
  • «Афиширование» предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, текстов, ситуаций. На этом этапе все участники ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
  • Разрыв – резкое приращение в знаниях, разрыв между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение гипотез – кульминационный момент мастерской. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
  • Рефлексивный этап –завершение работы общим анализом пережитого. Может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, учатся высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.[1]
  • Методы реализации индуктора.1. Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учениками связей между объектом и его символом. Ученикам предлагается понаблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. 2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивают собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложат свой способ решения.3. Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-то изменится. 4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. 5. Метод «ключевых слов», он помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Дети делятся своим пониманием текста с другими.6. Метод эвристического исследования. В соответствии с программными задачами выбирается объект исследования – природный, культурный, научный, словесный или иной. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект и подготовить сообщения о нем в стиле деловой статьи по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты, новые факты; 5) возникшие вопросы и проблемы; 6) версии ответов; 7) рефлексивные суждения. На этапе социализации в завершении работы учащиеся обмениваются результатами работы, происходит обмен мнениям, само- и взаимокоррекция.7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним "Я". 8. Метод «вживания». Данный метод означает вхождение человека в состояние другого субъекта или объектаРефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.Рефлексия бывает:а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.Отрефлексировать можно эмоциональное состояние, содержание мастерской и освоение деятельности[1, 5].Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.Прием незаконченной фразы:
  • я познакомился с …
  • было непросто …
  • я добился …
  • у меня получилось …
  • хотелось бы …
  • мне запомнилось …
  • я попробую …
  • Приемы рефлексии содержания учебного материала:
  • Приём "Телеграмма": кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
  • ПОПС — формула:
  • П – позиция «Я считаю, что…».О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».П – пример «Я могу это доказать это на примере …».С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».Приемы комбинированной рефлексии:
  • Приём “Рюкзак”: Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, свои продвижения в учебе и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
  • Прием метода пиктограмм.
  • Техника заключается в запоминании содержания занятия (информации) по рисункам. Шифровать этапы урока в эмодзи. Предлагается детям пересказать содержание мастерской с помощью набора эмодзи (можно использовать электронные гаджеты), а потом воспроизвести пересказ содержания, глядя на получившийся рассказ в картинках, через эмоциональное отношение к тематике мастерской.
  • Результаты проведения «Мастерских жизнетворчества» обсуждались с родителями на плановых родительских собраниях, были проведены индивидуальные встречи, беседы. Выбирая направления и тематику занятий, была подробно изучена литература об особенностях развития детей каждого возрастного этапа, были получены консультации у школьного психолога, логопеда.Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе. В результате работы в педагогических мастерских появляется более искреннее и глубокое понимание, принятие другого человека, повышается уровень самооценки, растет личностная уверенность. К результатам проживания мастерских жизнетворчества можно отнести следующие новообразования: широкий взгляд на мир, многообразные познавательные интересы, построение стратегии своего жизненного пути, самоопределение личности, приобретение мудрости, понимание добра и зла.
    -