Публикации Программа просвещения родителей ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ
Автор: Колесникова Елена Сергеевна

Программа просвещения родителейВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕПолоролевое воспитание можно рассматривать как процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе полоролевого воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели одинаковы для мальчиков и девочек, но различны личностные качества. В семье происходит формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений о проблемах пола и взаимодействия между мальчиками и девочками. Возникают и развиваются переживания ребёнком своего существования как представителя пола, происходит стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Осложняют полоролевое воспитание имеющиеся у взрослых установки и стереотипы, а также попытка некоторых родителей привнести в воспитание так называемую «гендерную нейтральность». Важно помнить, что детей необходимо воспитывать не как бесполых существ, а как будущих мужчин и женщин, ведь полоролевая идентификации происходит не только через копирование роли взрослого, но и через противопоставление, через противоположную роль родителя другого пола. Ребенок дошкольного возраста особенно уязвим, потому что основы полоролевого воспитания закладываются именно в этом возрасте и закрепившиеся полоролевые стереотипы поведения изменить потом достаточно сложно. Особенности полоролевого воспитания будут влиять на формирование самооценки, взаимоотношения со сверстниками, личностные особенности. Современный мир изобилует примерами вовлечения женщин в деятельность, какое-то время назад считавшуюся типично мужской. Многие 125 «мужские» профессии в XXI веке перестали быть таковыми, равно как и типично мужская одежда, такая как, например, брюки. Женщины водят машины, служат в полиции и армии и так далее. Поэтому девочкам чаще позволяют играть в «мальчишеские» игры, и отношение родителей к этому более спокойное, чем к ситуации, когда мальчик играет в игры, традиционно считающиеся «девчоночьими». Специалисты обращают внимание на то, что мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Мать проводит с ребенком больше времени, чем отец. Первичной для ребенка оказывается идентификация с матерью. В такой ситуации мальчику предстоит изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Кроме того, большинство всех, с кем сталкивается ребенок дошкольного возраста (воспитатели детского сада, медсестры и врачи в поликлинике, продавцы в магазинах и т.д.), – женщины. Мальчики меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Они испытывают давление со стороны из-за распространенности традиционных представлений, и, в сочетании с недостатком ролевых моделей, такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою полоролевую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.п. Существенное и не всегда позитивное влияние на полоролевое воспитание оказывает и информационное пространство, окружающее дошкольника: игрушки, киноиндустрия, реклама, – тем самым усугубляя ситуацию с полоролевым воспитанием и становлением личности. В мультфильмах и многих книгах полоролевые различия героев можно проследить только по внешним признакам: цвет одежды, аксессуары. Суперсилой и супервозможностями обладают и женские, и мужские герои. Таким образом, происходит размывание образцов мужского или женского поведения в обществе. Пример родителей оказывает самое сильное влияние на становление личности ребенка. У родителей имеются большие возможности для формирования адекватного образа будущих мужчины и женщины у детей. Условиями, способствующими полоролевому воспитанию в семье, являются: развитие полоролевой культуры детей через игры, чтение литературы, просмотры мультфильмов и видеофильмов с последующим обсуждением, посещении культурных мероприятий, оформление предметного пространства дома с учетом полоролевой специфики (особенностей игр и других видов деятельности детей). Книги будет полезно не только читать детям, но и обсуждать вместе с ним персонажей их поступки, поведение и выбор, то какие мужские или женские качества проявляет тот или иной персонаж. Все это не только поможет в полоролевом воспитании детей, но и укрепит семейные отношения между родителями и детьми. То же самое можно сказать и о просмотре мультфильмов, детских спектаклей. Тематику различия полов лучше всего поднимать с ребенком в возрасте 3 лет, так как именно в этом возрасте они начинают самоидентифицировать себя с тем или иным полом. Когда у ребенка появятся вопросы касательно того, чем мальчики отличаются от девочек, родителям важно спокойно объяснить ребенку разницу, не показывая при этом своего волнения и ни в коем случае не уводя разговор в сторону сексуальности. Также желательно, чтобы это сделал родитель того же пола, что и сам ребенок. Родителям важно обращать внимание на личностные качества мужчин и женщин, формировать культуру взаимоотношений, демонстрировать детям положительный пример общения мужчины и женщины.
-