Публикации Программа просвещения родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Основные понятия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Основные понятия
Автор: Пруцких Оксана Викторовна

Программа просвещения родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Основные понятия Языковая способность – специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения (А.А. Леонтьев). В рамках языковой способности выделяются уровни (подсистемы), соответствующие уровням языковой системы: фонетическому, лексическому, морфологическому (включая словообразование), синтаксическому (А.М. Шахнарович). Речевая деятельность – один из видов деятельности, имеющий свою качественную специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности (А.А. Леонтьев). Речь правильная – речь, соответствующая всем нормам (правилам) литературного языка, а именно нормам произношения, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации. Основные виды речевых умений, формируемых у детей дошкольного возраста: – умение излагать мысли в устной форме – говорение; – умение воспринимать и понимать речь в ее звуковом оформлении – аудирование (слушание). Овладение устной речью (говорение и аудирование) является основой для чтения и письма. Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей – индивидуальные консультации в очном формате (по результатам обследования состояния речи ребенка); – консультация: «Как правильно учить с детьми стихотворение»; – родительское собрание: «Роль художественного слова в развитии речи детей»; – беседа с учителем-логопедом: «Игры для развития речи»; – мастер-класс: «Игры для развития мелкой моторики из бросового материала»; – литературная гостиная: «Любимые книги и произведения семей воспитанников» (по подтемам «Зимняя сказка», «Любимая русская народная сказка» и др.;– конкурсы чтецов для всей семьи. В дошкольный период происходит становление речи: ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами поведения в обществе. При помощи речи человек выражает потребности, чувства и переживания, делится впечатлениями об отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. Не у всех детей речь развивается одинаково. Ученые считают недопустимым, когда ребенок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки. Формирование и развитие речи происходит постепенно. В раннем возрасте (от 0 до 2 лет), когда речь только начинает формироваться, основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. В возрасте 3-5 лет, наряду с обогащением словарного запаса, формированием грамматической правильности, ведется работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей, правильного произношения звуков, развитию разговорной речи. С детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) основная работа направлена на обогащение их словарного запаса, на развитие связной речи: умение пересказывать сказки, рассказы, самостоятельно их придумывать и рассказывать, описывать предметы.
-