Публикации Программа просвещения родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Портрет будущего школьника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ Портрет будущего школьника
Автор: Святченко Людмила Николаевна

Программа просвещения родителейПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕПортрет будущего школьникаЛичностная или, как ее еще обозначают, мотивационная готовность к школе предполагает положительное отношение ребенка к школе, к деятельности, к социальному взрослому (воспитателю, учителю), положительное отношение к себе, а также наличие сформированных социальных и познавательных мотивов. Волевая готовность к школе предполагает сформированность у ребенка умения действовать по правилу, умение удерживать инструкцию, действовать согласно инструкции и оценивать свой результат. Показатели мотивационно-волевой готовности ребенка: проявляет положительное отношение к школе, к воспитателю, к учебной деятельности, к себе; проявляет устойчивый интерес к новым знаниям и умениям; проявляет потребность в оценке и одобрении взрослого; умеет сознательно подчинять свои действия правилу; умеет ориентироваться на заданную систему требований; умеет внимательно слушать говорящего; умеет выполнять действие по образцу; «надо» (социально значимые мотивы) могут управлять «хочу» (непосредственные желания); присутствует соподчинение мотивов. Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие выраженной познавательной активности, обучаемости, развитие памяти, мышления, воображения, речи, способности к рассуждениям, знаний об окружающем мире и самом себе, а также развитие зрительно-моторной координации. Показатели интеллектуальной готовности ребенка: справляется с программой детского сада; ü проявляет стойкий интерес к новым знаниям, способен длительное время заниматься познавательной деятельностью (слушать познавательную информацию, учиться чему-то); способен пересказать сказку, определить причинно-следственные связи, классифицировать, запоминать стихи; компетентен в продуктивных видах деятельности (умеет рисовать, лепить, конструировать) и может играть, стремится к творчеству (созданию нового); может ясно и последовательно излагать свои мысли, способен к рассуждениям; легко обучается (способен переносить полученный опыт в новые ситуации); развита мелкая моторика. Социальная готовность к школе включает умение общаться со взрослыми и сверстниками и определяется тем, насколько поведение ребенка соответствует задачам и требованиям обстановки, ситуации, как он может варьировать деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. При определении готовности ребенка к школе, можно ориентироваться на следующие показатели. Факторы риска – отрицательное отношение к детскому саду, воспитателю, к занятиям, низкая самооценка; – сниженный познавательный интерес; – не выраженная потребность в достижениях; – трудности выполнения правил в повседневной жизни, в игре; – трудности с доведением начатого дела до конца без организующей помощи; – трудности удержания инструкции, ее выполнения; – трудности интеллектуального развития; – трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Психологическая готовность к школе определяется всей историей психического развития ребенка, начиная с внутриутробного развития. Важно использовать методы и приемы формирования позитивных представлений у ребенка о школе, знать сильные и слабые стороны развития ребенка, опираясь на сильные стороны развития, целенаправленно сопровождать слабые стороны развития ребенка, формировать положительный образ школы и учителя. Учитывать аспекты физиологической зрелости ребенка, работоспособность его нервной системы, не допускать интеллектуальных или эмоциональных перегрузок. Игра с правилами и творческие виды деятельности являются основными средствами формирования психологической готовности к школе, познавательной мотивации, произвольности поведения, уверенности и чувства умелости, развития коммуникативных навыков, понимания правил общения и формирования положительной самооценки. Именно эти интересные для ребенка виды деятельности тренируют способность ребенка ставить цель, достигать ее, контролировать себя и оценивать свои возможности. Нужно помнить, что физиологическая цена адаптации и обучения в школе у детей 6 и 7 лет отличается. У детей 6 лет она выше и требует большего включения со стороны родителей.
-