Публикации Специфика ансамблевого музицирования в классе фортепиано

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика ансамблевого музицирования в классе фортепиано
Автор: Дебердеева Марина Юрьевна

Специфика ансамблевого музицирования в классе фортепианоДебердеева Марина Юрьевна, преподаватель, концертмейстерПедагогический процесс, как всякий процесс, постоянно эволюционирует, так как обновляются теория и практика музыкального образования. Среди музыкантов - профессионалов бытует мнение, что работа в классе ансамбля мало чем отличается от работы в классе специальности, где происходит совершенствование исполнительского и технического мастерства. В реалии же есть ряд существенных отличий, потому что именно ансамблевая игра воспитывает у исполнителя целый ряд особо ценных профессиональных качеств:- дисциплину в отношении ритма и ощущения нужного темпа;-развития всех видов слуха - мелодического, гармонического, полифонического и тембрального;- уверенности и стабильности исполнения.Особо важным в воспитательном аспекте ансамблевого музицирования является такое качество, как умение находить общий язык друг с другом, умение «притираться» друг к другу, так как от этого зависит психологический климат, способствующий плодотворным занятиям. Учащихся сплачивает общая цель, общая идея, менее яркие дети подтягиваются до уровня более сильных. На лицо эффект синергии — совместное действие усиливает результат, где каждый вносит свою лепту в общее дело, и при этом вместе они способны достигнуть гораздо большего, чем каждый по отдельности. Игра в ансамбле воспитывает умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнёр, а правильнее сказать, – общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Это составляет основу совместного исполнительства во всех его видах. Нужно слушать не его, не себя, а только общее звучание ансамбля. Замечание педагога: «Ты не слушаешь партнёра» должно восприниматься только так: «Ты не слушаешь, что у вас вместе получается».  Для создания полноценного ансамбля первый и очень ответственный шаг –выбор участников, который предполагает как техническую подготовленность, музыкальность детей, так и умение контактировать, усидчивость и работоспособность.К трудностям в овладении ансамблевого исполнительства, причем не только фортепианного, а любого инструментального, можно отнести синхронность при взятии и снятии звуков, начала и окончания фраз, соблюдение общего ритма и темпа, особенно уловить отклонения от него. Здесь на первый план выступают личностные психофизические характеристики детей- умение откликаться эмоционально на агогику произведения. Например, в «Элегии» А.Смелкова очень много встречающихся темповых изменений, направленных на раскрытие музыкального образа, и если один из участников менее эмоционален, отзывчив на музыку, чем второй, то преподавателю потребуется больше приложить усилий для полного раскрытия замысла композитора. Особенно для детей бывает сложно передать мелодию от одного участника к другому без «швов», соблюдая общность динамики, звукоизвлечения при движении мелодической линии, передачи «из рук в руки» пассажей или аккомпанемента, не разрывая музыкальной ткани.Навыки ансамблевой игры приходят не сразу, потому что для детей сложно бывает точно и синхронно взять два звука, одинаково почувствовать темп, взять одновременно аккорд - это требует большой тренировки и взаимопонимания. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции «дирижёра» - именно он обязан показывать вступления, снятия, замедления и так далее. Для одновременного вступления можно посоветовать одновременно с жестом «дирижера» обоим исполнителям сделать вдох, что сделает начало исполнения естественным и снимет эмоциональное напряжение. Жесты для начала игры могут быть разными: либо это кивок головой, либо кистевое движение. Кистевые движения могут быть использованы и как ориентиры в ансамблевой игре, нести в себе функцию дирижёрского жеста.Важным и сложным моментом является достижение синхронности не только во время старта, но и в процессе звучания пьесы. В каждом такте важно соблюсти точность совпадения сильных и слабых долей каждого такта и, особенно, исполнение пауз. Не меньшее значение, чем одновременное начало, имеет и синхронное окончание, особенно «неряшливые» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других. Нужно отметить, что синхронность звучания в пьесах подвижного характера детям дается легче, чем в кантилене. Большую роль в ансамблевом звучании ложится на организацию игровых движений, поэтому от участников требуется полная договорённость о приёмах игры. Работа в ансамблевом классе открывает новые возможности для каждого ребенка исполнителя в плане расширения репертуара и музыкального кругозора, так как становятся доступными для исполнения многие произведения оркестровой или музыкально - сценической музыки (переложения опер и балетов). Особенно ценным является совершенствование такого сложного умения, как игра полифонических произведений: в ансамбле можно выделить тот или иной голос на фоне звучания других, что способствует воспитанию полифонического слуха. В ансамблевом музицировании вырабатывается еще один ценный навык – умение распределить в процессе игры внимание по многим направлениям одновременно, что организует и дисциплинирует мозг ребёнка, а это приводит, прежде всего, к развитию когнитивных способностей.Исходя из личной практики, однозначно можно отмечать мощный мотивационный эффект ансамблевой игры для занятий по специальному фортепиано у детей. Например, ученица моего класса Алиса К. не любила заниматься по нотам, внимательно и детально прорабатывая текст, и только когда она начала играть в ансамбле с девочкой из класса коллеги - преподавателя, произошел качественный скачок, стала заниматься дома каждый день.Также нельзя сбрасывать со счетов и соревновательный эффект между партнерами в ансамбле: как известно, дух соревнования и соперничества рождает заинтересованность у детей.Из сказанного выше можно сделать вывод: ученик, никогда не игравший в ансамбле, многого лишён, потому что польза от совместного музицирования очевидна. На основе приобретённых учащимися знаний, умений и навыков работы в классе ансамбля развиваются музыкально-творческие способности учащихся, которые являются главной целью учебного процесса. Когда юные музыканты впервые получат удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствуют радость объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат - участники ансамбля смогли почувствовать своеобразие и интерес совместного творчества, полностью оправдав значение слова «ансамбль»- «вместе»!Список литературы1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд., испр. и доп. — М.:Музыка,1981.2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.3. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики.Вып.3.—М.,1971.4. Курасова Т.И. Совершенствование методики работы над фортепианным ансамблем в классе фортепиано // Фортепианное обучение студентов музыкальных специализаций в вузе культуры.— М.,2009.5.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.– М1982.6. Самойлова Т. Некоторые методические вопросы работы в классфортепианного ансамбля//О мастерстве ансамблиста.—Л.,2006.7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. — М., 1988.
-