Публикации
Разработка замысла и постановки спектакля
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка замысла и постановки спектакля
Автор: Штейнберг Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка замысла и постановки спектакля
Автор: Штейнберг Людмила Николаевна
Разработка замысла и постановки спектакля В последние годы в Ростове-на-Дону активно развивается детско-юношеское театральное движение. Практически уже почти в каждой школе есть любительский театр. Руководят этими театрами зачастую учителя литературы, истории и даже физкультуры… Это творческие натуры, любящие театр, имеющие опыт участия в детстве или юности в театральном коллективе. Но они не имеют специального образования.Поэтому цель этой статьи помочь руководителям школьных театральных объединений выстроить свои творческие усилия по определенному алгоритму постановки.Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра.Спектакль – это высказывание в мир.РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ(лат. – развертывание или разработка хода постановки спектакля, режиссерское видение) или Разработка замысла и постановки спектакля I.ЗАМЫСЕЛ.Что нужно сделать до встречи с коллективом:Анализ (определение конфликта, событийного ряда, примерно наметить сквозное действие и сверхзадачу - о чем ставить?). Ориентировочно примерить исполнителей на роли. II.ВОПЛОЩЕНИЕ или Реализация замысла.Работа с коллективом.Застольный период. Читка пьесы (сценария) режиссером перед коллективом. Обсуждение:- О чем пьеса?- Что понравилось?- Какие в пьесе затрагиваются темы? В чем современность?- Между чем и чем, кем и кем конфликт?- Какая кому интересна роль?Читка по ролям.Действенный анализ по сценам. Пробы на роли.- Определение события сцены, задач персонажей (вместе с участниками).- Этюды.- Обсуждение и уточнение задач, действий.ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ. Репетиции в «выгородке» декораций. Исполнителям ни в коем случае не надо сразу заучивать текст, они должны понять смысл действия каждой сцены, определить ключевые слова и фразы, работать над характеристикой образа персонажа. Режиссер в процессе репетиций корректирует сверхзадачу и сквозное действие.- Метод физического действия (что я хочу и что я для этого делаю).Оценки (отношение к факту, восприятие, как неожиданность, и перестройка).Приспособления (действие это, что делает актер, а приспособление, как он это делает - ест, смеется, утешает; это же действие, но приспособление соподчинено действию, действия закрепляются в партитуре действия, приспособления не закрепляются, развивается способность к импровизации). Поиск образа (80% успеха зависит от верного попадания на роль индивидуальности исполнителя), поиск зерна образа (сути), актерской выразительности и органики (психофизическое действие).- Мизансцена – язык режиссера (определение мизансцены, выражает взаимодействие актера, раскрывает конфликт.)- Темпо-ритм спектакля (динамическая характеристика спектакля, легкий быстрый, замедленный, торжественный, убыстряющийся пр.)и жанр (это угол зрения автора и способ существования актера - балаган, притча, фарс, трагедия и т.д.) Атмосфера. (это воздух спектакля его энергия, силовое поле – тишина, пауза, звуки плюс и мизансцены, и музыка, и декорации, и свет, т.е. все что излучает пространство сцены)4. ОБРАЗ СПЕКТАКЛЯ. Через содержание поиск формы.- Художественно-визуальное решение (сценография и костюмы, отбор реквизита, бутафории). - Музыкально-звуковое решение (основная функция - помочь драматическому действию спектакля, определяется стилем автора и режиссерским замыслом, раскрывает темы спектакля, создает атмосферу и влияет на темпо-ритм спектакля).5. Завершающий этап постановки.(иногда последовательность зависит от спектакля, возможны вариации)- Репетиции в декорациях.- Прогон с музыкально-звуковым сопровождением.- Монтировка света.- Черновой прогон в костюмах с декорациями и музыкально-звуковым сопровождением.- Генеральный прогон.ПРИЛОЖЕНИЕ:Заметки о важном.Работая с любительским коллективом, приходится одновременно и обучать в работе над образом, и ставить спектакль. Иногда приходится применять более краткий путь работы над спектаклем. Проходить этюдным методом не все сцены, а наиболее важные для замысла постановки. Затем возвращаться к начальной сцене, прорабатывать ее до чернового варианта, затем продвигаться дальше до финала. Потом опять и опять «чистить» все сцены спектакля.О чем и зачем Сверхзадача и Сквозное действие.Сверхзадача и Сквозное действие скрепляют пьесу. Могут уточняться по ходу работы над спектаклем.Сверхзадача спектакля относится к содержательной стороне пьесы, связана с вопросами интерпретации и толкованием главное идеи произведения. Иногда она отличается от авторской идеи.Сверхзадача содержит главный смысл спектакля, сердцевина авторского замысла.Сквозное действие спектакля – стержень, который собирает вокруг себя все действия, та реальная конкретная борьба, происходящая на глазах у зрителя, в результате которой и утверждается Сверхзадача. Это путь воплощения Сверхзадачи. Конфликт определяется Сквозным и Контрсквозным действием.Сверхзадача персонажа главное жизненное желание героя, то чего добивается персонаж. Но Главный персонаж не является носителем общей Сверхзадачи спектакля, а существует в общей логике конфликта пьесы.И, когда исполнитель роли понимает свою Сверхзадачу, он стремится к тому, чтобы все мысли, чувства персонажа осуществляли бы ее. Сверхзадача определяет все его действия и поступки То есть, Сквозное действие - это сумма всех поступков и действий персонажа направленных к главной цели – Сверхзадаче.Если Сверхзадача Чацкого, главного выразителя идеи пьесы в «Горе от ума» «хочу стремиться к свободе от консерватизма общества». Тогда его Сквозное действие борьба (через осуждение, разоблачение, протест) с фамусовыми, молчалиными, скалозубами, то есть теми, кто мешает прогрессу. У противоположной стороны Контрсквозное действие (сохранить сложившиеся устои от вольнодумства).Словами Станиславского, «линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».И, если в пьесе нет никакого Сквозного действия и Контрсквозного, то такой спектакль бездейственен и не сценичен. Если актер, играющий Чацкого будет считать, что у него много стремлений – (отдохнуть от скитаний на чужбине, жениться на Софье, повеселиться над всякого рода чудаками, вырвать старого друга Платона Михайловича из-под влияния жены и т.п.), тогда роль разобьется на отдельные маленькие действия, как бы они хорошо ни были сыграны, разрушиться и потеряется целое.Что такое Событийный ряд.На первый взгляд может показаться, что определение событийного ряда пьесы – задача необязательная, но выявить в пьесе события вовсе задача непростая. Неумение определить событийный ряд – одна из серьезных режиссерских ошибок, ведь цель верно отобранных событий – путь к постановочному решению, а дальше власть воображения режиссера.Событие – это значительное явление, влияющее на жизнь и поведение героев пьесы. Степень влияния и определяет свершившиеся, как событие, а не просто факт.Так явление Гамлету Тени отца и разговор с тенью – это событие с которого. начинается действие пьесы, это исходное событие дает импульс для рождения всех последующих событий.Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля.То есть пьесу нужно разбить на крупные части - ключевые Эпизоды, которые двигают сюжет, раскрывают конфликт и характеры героев, создают эмоциональную атмосферу. Эпизоды содержат события.В процессе постановки для уяснения конфликта, чтобы лучше проработать Эпизод пьесы, его разбивают на более малые части – Факты-события. Для более глубоко понимания, что играть исполнителям, факты делятся на подфакты-события.Все События нанизываются на один «шампур» Сквозного Действия, которое ведет к Сверхзадаче.Нельзя построить цепь событий вне Сквозного действия и лучше определять его вместе с актерами. Сквозное действие проявляет ту мысль, ради которой поставлен спектакль.Событийный ряд должен быть ясен режиссеру заранее, но в процессе этюдного периода и дальнейших репетиций он может подвергаться изменению и уточнению.В чем разница между Событиями и Обстоятельствами.Эти два понятия кажутся похожими. Но на самом деле выполняют разные функции в сценическом действии.Событие – это то, что меняет ход данной истории. Оно может быть внешним (приход нежданного гостя, внезапное письмо, социальное – война, физическое явление - землетрясение) или внутренним (резкая смена решений героя, осознание), но всегда заставляет персонажей перейти от одного состояния к другому. Событие - это что-то значимое и неожиданное («удар», «гром среди ясного неба»), после которого уже нельзя вернуться к прежним условиям жизни.Обстоятельства – это совокупность исходных данных, в которых герои существуют и действуют (время, место, взаимоотношения, характеры, мечты, страхи). Они создают фон, от которого персонаж отталкивается, принимая решение и реагируя на события.Чтобы сцена «заиграла» важно не просто обозначать Событие и Обстоятельства, но и «обострить» их.1.Усилить их уникальность: сделать так, чтобы ситуация не походила на обыденную. Пусть каждое слово или действие персонажа становится реакцией, как на «пощечину реагирует его щека».2.Предать осознанности героям: персонаж должен понимать, «что на кону». Если у персонажа ничего не стоит «на чаше весов», вряд ли возникнет настоящий конфликт.3.Добавить конкретику: чем детальнее представление об Обстоятельствах (какая погода, что у героя в руках, кто стоит за спиной), тем ярче развернется Событие. И наоборот. Чем конкретнее само Событие, тем сильнее встряска персонажа.4.Искать конфликт в мелочах: иногда «обострить» можно даже случайной репликой или нечаянным жестом – он может открыть конфликт, спрятанный в отношениях героев или в их страхах.Когда Событие встречается с насыщенными Обстоятельствами рождается настоящее театральное напряжение: герои вынуждены меняться, а зритель захвачен действием спектакля.Пять основных событий по Станиславскому (Товстоногову)ИСХОДНОЕ событие. Эмоциональный зачин спектакля. Оно, как правило, начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах у зрителя; оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство.ОСНОВНОЕ событие. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ. В спектакле высший пик (кульминация) борьбы по Сквозному действию.ФИНАЛЬНОЕ событие. В нем кончается борьба по сквозному действию.ГЛАВНОЕ событие. Самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» Сверхзадачи. В нем как бы просветляется идея произведения, здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства – мы узнаем, что стало с нимПример разбора сказки «Колобок».Исходное событие – закончилась мука у стариков, а есть хочется, поскребли по сусекам и испекли колобок.Основное событие – колобок сбежал.Ведущее предлагаемое обстоятельство – голод! Все хотят есть – и Дед с Бабкой, и звери.Дальше перипетии бегства Колобка - все хотят его съесть (Сквозное действие), а Колобок поет свою нахальную песенку и счастливо избегает беды. Но вот ему встречается Лиса. Единственная, кто не заявил о своем намерении и, кто проявил к колобку внимание, кто попросил его спеть песенку еще раз (Главное событие). Колобок соблазнен лаской и садится на нос Лисе (Центральное событие - Кульминация), в результате съеден Лисой (Финальное событие). Таким образом, принятая событийная структура позволяет не только простроить сюжет, но и выявить глубокий смысл, заложенный в маленькой сказке «Колобок».Сверхзадача – «Скрытый враг опаснее явного» (или, например, «На каждого мудреца довольно простоты»)II. Литература:1. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М., Лань, 2017 2. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. 1-2 кн. Л., Ис-во, 1984.3. Эфрос А.В. Сб. Профессия режиссер. Репетиция любовь моя. 1 т. из 4-х., М., Панас, 1993.4. Питер Брук. Пустое пространство сцены. М., Артист. Режиссер. Театр, 2003.
