Публикации
Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности
Автор: Кошелева Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности
Автор: Кошелева Елена Николаевна
Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности Кошелева Елена Николаевнаучитель русского языка и литератураМБОУ "СШ № 90 п. Кулой" «Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления» Л.С. Выготский В рамках Концепции преподавания школьных предметов произошли серьезные изменения в цели образования. Одной из главных проблем в педагогической теории обучения является не формирование элементарной грамотности, подразумевающей умение читать и писать, а выработка навыков XXI века, связанных с функциональной грамотностью. Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: умением решать разные бытовые проблемы, умением общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях, использовать базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций, выстраивать межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. Центральным компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность служит ключом к формированию всех видов функциональной грамотности: математической, читательской, естественно-научной, финансовой, глобальных компетенций и креативного мышления. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности. Результаты международных исследований читательской грамотности PIRLS и PISA позволяют сделать вывод о следующих дефицитах в сфере развития читательской грамотности обучающихся:не владеют навыком смыслового чтения, трудно осмыслить целостный текст, дают ответы без опоры на текст, не развит навык повторного чтения, не умеют установить последовательность событий и структурировать информацию. Так же появляются сложности с выполнением заданий, содержащих несколько «подвопросов», требующих многокомпонентного ответа.Учащиеся не умеют работать с текстами делового стиля: инструкции, объявления,реклама, расписание, анкеты и др. В тесте PISA используются тексты из различных коммуникативных ситуаций чтения:∙ личные (письма, беллетристика, биографии, СМС, блоги дневникового типа);∙ общественные (официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете); ∙ деловые (инструкция о том, как приступить к работе и т.д.); ∙ учебные (тексты из школьных учебников, электронных образовательных ресурсов).По формату тексты делятся на сплошные, несплошные, смешанные, составные. Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Несплошные тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги и т.д. ). Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Сегодняшние журналы и вебстраницы по большей части состоят из текстов смешанной формы. Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным (например: рекламные листы нескольких туристических компаний могут давать туристам указания сходные или противоречащие друг другу). С целью формирования читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности на современном этапе в образовательном процессе предпочтительно использовать несплошные тексты, в которых информация передается не только словесным, но и графическим способом. С целью формирования читательской грамотности "осмысленности чтения" обучающимся 5–6-х классов можно разработать сплошной текст, например по теме "Собаки" с метапредметными заданиями (в виде несплошных текстов). После работы с научным текстом "Собаки" предполагается знакомство обучающихся с художественным текстом — рассказ Л.Н.Андреева «Кусака». Обучающиеся учатся владеть механизмами осмысленности: умением видеть заголовок и понимать его роль, определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей, понимать предметную сторону текста (факты, события), разделять его на темы (группировки по смыслу). Сопоставляя материал научного и художественного стилей текстов, ученики получают информацию научного содержания о жизни этих животных, породах , особенностях их питания, содержания в домашних условиях. При этом, размышляя над историей художественного текста — рассказа «Кусака» (рассказ про собаку, которая жила одна на пустующей даче. Ей в жизни много доставалось плохого от людей, и она перестала им доверять. Весной на дачу приехали дачники. Они были добрыми людьми и каждый день шаг за шагом подружились с Кусакой). Обучающиеся учатся нести ответственность за тех, кого приручили, воспитывая в себе такие качества, как добро и милосердие. Работая с научным текстом «Собаки», в который включены задания по переводу сплошных текстов в несплошные, школьники находят ответ на вопрос художественного текста: может ли Кусака еще раз довериться людям? Это и есть пример осмысления текстов путем перевода научных знаний в практическую, жизненно важную ситуацию, направленную на формирование функциональной грамотности обучающихся. Систематическая работа, направленная на обучение смысловому чтению позволяет в полной мере активизировать психические функции сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую, что приведет к повышению качества обучения. Так же помогает формировать читательские умения обучающихся, направленные на расширение способности к осмыслению текстов различного графического содержания и дает возможность ученикам расширить свои знания и успешно социализироваться в современном обществе.
