Публикации
«Поём, играем и дружим: игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поём, играем и дружим: игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками»
Автор: Есенкова Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поём, играем и дружим: игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками»
Автор: Есенкова Ирина Александровна
«Поём, играем и дружим:игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками»Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Детские годы оказывают исключительное влияние на последующее развитие и творческие достижения человека.Л.Н. Толстой очень тонко заметил: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние»Все приобретения детства очень значимы, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.С самого рождения малыша окружают заботливые и любящие взрослые – родители, бабушки, дедушки. Взрослый для маленького ребёнка - основной источник информации, посредник между ним и окружающим миром. С помощью взрослого ребёнок начинает овладевать моральными нормами поведения, формируется его отношение к миру, общие и индивидуальные психологические черты, малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт социальных отношений. Но рано или поздно у каждого ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками. Дошкольный возраст - ответственный период в становлении человека как личности в системе его взаимоотношений в коллективе детского учреждения. Накопленный ребенком опыт первых отношений со сверстниками становится фундаментом для его дальнейшего развития как части общества. Несомненным препятствием к формированию положительных детских взаимоотношений считается недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков. Маленький ребёнок ещё не способен оценивать свои чувства и поступки других, что негативно сказывается на его восприятии себя и своей роли в социуме.Уже с первых месяцев жизни младенцы выражают удовольствие при виде сверстника и, оказавшись рядом, некоторое время могут разглядывать друг друга. Дети постарше с интересом исследуют детали одежды другого малыша. Может завязаться и «разговор» - дети подхватывают вокализации друг друга и устраивают своеобразную «перекличку». Но контакты младенцев, как правило, случайны, происходят спонтанно и не имеют социальной направленности. Так, например, возникновение интереса к сверстнику у ребёнка полутора-двух лет и его попытки найти с ним контакт часто заканчивается неудачей. Существует проблема, которая тревожит взрослых: ребёнок не хочет делиться своими игрушками, сладостями с другими, часто может толкнуть, дёрнуть за волосы, ударить. Да и сам малыш часто становится «жертвой» негативных действий со стороны других детей, у него забирают игрушки, обсыпают песком. Малыши второго года жизни охотно рассматривают фотографии, картинки в книжках с изображениями сверстников, наблюдают за действиями других детей, подражают им, стараются обратить на себя внимание. Многолетний опыт работы с малышами первых двух лет жизни позволяет утверждать, что самые ранние контакты детей возможны, но они ещё неустойчивы и без влияния взрослого быстро распадаются. Дружба между детьми является уникальным явлением, где проявляются важнейшие качества человека, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. Отношения в детстве неустойчивы, подчинены часто сменяющемуся эмоциональному состоянию, а взрослые могут повлиять на характер и уровень их протекания на всех стадиях взросления.В дошкольном возрасте огромную роль отводят игре, так как она является основным видом деятельности в этом период. Игра учит ребёнка познавать мир, получать новые впечатления. В игре детей объединяет общая цель и те усилия, которые они прикладывают для ее достижения, тем самым они разделяют общие интересы и переживания между собой.Как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, игровая деятельность развивает умственные и физические способности детей, такие как воображение, память, внимание, дисциплинированность, выдержка, ловкость рук, творчество, умение манипулировать игрушками и предметами-заместителями. В игре дети приобретают социальный опыт, соответственно своему возрасту. Поэтому взаимодействие малышей надо специально организовывать. Игровая ситуация, созданная воспитателем, побуждает ребёнка к проявлению инициативы, расширяет воображение и способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию отношений между детьми.Для разрешения детского конфликта подбираются специально разработанные игры, чтобы с помощью взрослого дети могли установить позитивные контакты со сверстниками. Успешнее всего общение происходит между двумя детьми. Даже в коллективе, в детском саду, важно помочь ребёнку «обрести» друга. Попробуйте устроить игру так, чтобы интерес малыша к сверстнику привёл к позитивным результатам, а музыка поможет вам в этом. Предлагаемые музыкальные игры позволяют сформировать у малыша доброжелательный интерес к сверстнику, эмоционально-положительные действия будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми. Кроме того, они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности; смогут стимулировать двигательную и певческую активность. Игра «Есть у солнышка дружок»В игре вместе с детьми принимают участие двое взрослых. Возьмите малышей на руки, встаньте напротив, привлекая их внимание друг к другу. Разговаривайте с малышами, подкрепляя свои слова жестом, стараясь вызвать интерес к сверстнику: «Кто дружок? Саша! Где дружок? Вот он! Саша!» Их взаимодействие должно быть эмоциональным: приближайте детей друг к другу и удаляйте, напевая песенку, так чтобы сохранялся зрительный контакт:Есть у солнышка дружок, голосистый петушок. Хорошо, когда дружок голосистый петушок. Есть у солнышка друзья - это мы: и ты, и я. Хорошо, когда друзья - это мы: и ты, и я. Чередуйте разговор с пением. Если малыши не устали, повторите игру. Игра «Два барашка»Поставьте малышей напротив, на расстоянии примерно полутора метров, придерживая их под мышки. Пойте весёлую песню, приближая детей друг к другу настолько, чтобы один мог коснуться другого ручками:На мосточке у овражкаПовстречались два барашка. Стоя напротив, слегка приподнимайте и опускайте малышей, стимулируя пружинные движения ножками:Туп-туп-туп! Туп-туп-туп! Два барашка! Помогайте им пятиться назад, отходя на исходную позицию:- Ой, ты, братец круторогий, Что стоишь ты на дороге? Приближайте детей друг к другу, легко соприкасая их головами («барашки бодаются»):- А ты, братец, не бодайся, Сам с дороги убирайся! Пружинные движения ногами:Туп-туп-туп! Туп-туп-туп! Убирайся! Пусть малыши погрозят пальчиками друг другу:- Не ходите по мосточку, А ходите по лужочку! Пружинные движения ногами:Туп-туп-туп! Туп-туп-туп! По лужочку! Будьте эмоциональны, дарите малышам своё радостное настроение, поощряйте их попытки к телесному контакту (протягивание ручек к сверстнику, мягкие касания, поглаживания, а также голосовые проявления, называйте по именам, хвалите за весёлую, дружную пляску). Играйте, пока у детей сохраняется интерес. Игра «Едем вместе на машине»Вам понадобится большой пластмассовый ящик для игрушек, в котором могут поместиться два малыша. Если у вас нет подходящей «машины», можно взять тонкое одеяло или коврик (оно должно легко скользить по полу), посадите на него малышей друг напротив друга. Тяните одеяло за два конца на себя (малыши «едут на машине»). Второй взрослый страхует детей сзади. Предложите крохам взяться за руки. Во время движения пойте песню, побуждая малышей к тому, чтобы они вместе протяжно произносили би-би:Машина, машина, куда ты идёшь? Машина, машина, кого ты везёшь? Би-би-би! Би-би-би! Машина, машина, ты нас покатай, Машина, машина, быстрей приезжай! Би-би-би! Би-би-би! Машина, машина, ты всех обгони, Машина, машина, направо сверни! Би-би-би! Би-би-би! Машина, машина, вези нас домой. Машина, машина. Приехали! Стой! В конце «затормозите», но так, чтобы малыши не упали. Перед тем как объединить детей для этой игры в пару, «покатайте» каждого отдельно, вызывая положительные эмоции. Совместное «катание» усилит речевую активность, радостные сопереживания. Всё это будет способствовать формированию первых позитивных контактов со сверстником. Хвалите малышей за то, что они так «хорошо едут вместе» и поют. Игра «Качели»Малыши стоят лицом друг к другу и, взявшись за обе руки, покачиваются из стороны в сторону, перенося вес тела с одной ноги на другую, подпевая взрослым: Ой-да, ой-да, на качели сели. Ой-да, ой-да, песенку запели. А потом ещё раз быстро раскачались. Все у нас, все у нас весело смеялись. Взрослый помогает детям, обхватив кисти ручек малышей своими руками, задавая ритм, темп и направление движений. Детям будет легче и веселее играть вместе, если каждый малыш попробует поиграть в эту игру сначала со взрослым, а затем уже со сверстником. Хвалите детей, делая акцент на том, что они играют вместе, напоминайте, чтобы они смотрели друг другу в глазки и не расцепляли ручек. Игра «Не кружись на лугу»Устройте маленький хоровод. Взявшись за руки вместе с детьми, двигайтесь по кругу, напевая потешку. Ой гугу, ой гугу, не кружись на лугу. На лугу-то лужица, голова закружится. Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь. В конце, расцепив руки, осторожно «упадите», сядьте на пол, восклицая: «Ой, упали в лужу! Теперь все мокрые! Надо отряхнуться». Встаньте, «отряхнитесь» и снова водите хоровод. Постепенно малыши научаться играть в эту игру вдвоём. Предложите им после «падения» отряхнуть друг друга. Стимулируйте детей к подпеванию. Учите заботиться о товарище. Игра «Подружись»Взрослый предлагает малышам показать, как они дружат, любят друг друга. Дети стоят напротив и под пение взрослого гладят друг друга по головке:Вот как дружат наши детки, Наши детки - малолетки. Дружат, дружат наши детки, Дружат наши малолетки! Дети берутся за руки и не спеша передвигаются по комнате:Закружились наши детки, Закружились малолетки! Вот как пляшут наши детки, Вот как пляшут малолетки! Песня кончилась, малыши обнимаются. Взрослый следит за тем, чтобы дети бережно, ласково гладили друг друга. Если малыш стесняется гладить сверстника, помогите ему: действуйте рукой ребёнка, обхватив её в запястье. Игра «Кто уснул под дубком»Накройте плюшевого мишку пелёнкой. Скажите детям, что там кто-то спит, надо тихо, чтобы не разбудить, подойти тихо и посмотреть. Медленно приближайтесь с малышами к игрушке и напевайте:Кто уснул под дубком, И накрылся кожушком? Приложите палец к губам, стимулируя детей к подражанию:Тс-с-с! Грозите пальцем: О-ой, тише! Не шуметь! Может, это спит медведь! Снова прикладывайте палец к губам:Тс-с-с! Дайте малышам возможность найти мишку. Причём пусть один малыш снимет платок, а другой возьмёт игрушку. Допойте песню до концаТот гость в один присест, Как проснётся, всех поест! Предложите детям игру в догонялки: один ребёнок убегает, а другой догоняет его, потом они меняются ролями. Если игра малышам понравилась, повторите её. Но сначала пусть они уложат мишку спать: малыши сидят рядом и вместе качают мишку, который лежит у них на коленях, и поют вместе со взрослыми колыбельную. Если такие игры станут для малыша регулярными, то однажды вы с удивлением заметите, что кроха выражает радость при встрече с другом и с удовольствием играет вместе с ним, а «скандалов» становится всё меньше.
