Публикации
Использование ИКТ на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Автор: Марусенко Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Автор: Марусенко Наталья Николаевна
Использование ИКТ на уроках английского языка в условиях реализации ФГОСВведение Современные образовательные стандарты (ФГОС) требуют применения инновационных технологий, способствующих формированию универсальных учебных действий (УУД) и повышению мотивации учащихся. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в обучении английскому языку, обеспечивая интерактивность, доступ к аутентичным материалам и развитие всех видов речевой деятельности.1. Роль ИКТ в обучении английскому языку по ФГОС ФГОС акцентирует внимание на: личностно-ориентированном подходе (учет индивидуальных особенностей учащихся); компетентностном подходе (формирование коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций); использовании современных технологий для повышения эффективности обучения. ИКТ позволяют: создавать интерактивные задания (онлайн-квизы, кроссворды, игры);использовать аутентичные аудио- и видеоматериалы (подкасты, фильмы, ролики);о рганизовывать дистанционное и смешанное обучение (LMS-платформы, Google Classroom); развивать навыки самостоятельной работы (электронные словари, тренажеры, веб-квесты).2. Примеры применения ИКТ на уроках английского языка2.1. Российские цифровые образовательные ресурсы для уроков английского языкаОфициальные образовательные платформы: «Российская электронная школа» (РЭШ) () – интерактивные уроки по английскому языку, соответствующие ФГОС. «Московская электронная школа» (МЭШ) () – библиотека цифровых материалов, включая видеоуроки и тесты. «Сферум» () – образовательная коммуникационная платформа с возможностью проведения онлайн-уроков. Онлайн-курсы и тренажеры «ЯКласс» () – задания по английскому языку с автоматической проверкой и статистикой успеваемости. «Учи.ру» () – интерактивные упражнения для начальной и средней школы, включая олимпиады по английскому. «Фоксфорд» () – онлайн-курсы и индивидуальные занятия с репетиторами. Лексика и грамматика «Skyeng» () – платформа с интерактивными заданиями, симуляторами ЕГЭ и ОГЭ. «Lingualeo» (российская версия) () – игровые тренажеры для изучения слов и грамматики. «Puzzle English» () – видеоуроки, подкасты и тренировка восприятия на слух. Подготовка к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ) «Решу ЕГЭ» () – банк заданий с тестами и разборами. «Незнайка» () – пробные варианты ЕГЭ и ОГЭ по английскому. «Экзамер» () – адаптивная платформа для подготовки к ЕГЭ. Инструменты для учителей «Классная работа» (1С:Образование) – конструктор уроков с цифровыми ресурсами. «Core» (от Skyeng) – платформа для создания интерактивных рабочих листов.«iSpring» () – разработка электронных курсов и тестов. 2.2. Виртуальные экскурсии и проектная деятельностьGoogle Earth, Google Arts & Culture – виртуальные путешествия по англоязычным странам.Canva, Prezi – создание презентаций и инфографики на английском языке. Эти ресурсы помогают разнообразить уроки, обеспечивают автономное обучение и соответствуют требованиям ФГОС к цифровизации образования.3. Преимущества и возможные трудности внедрения ИКТ. Преимущества:- повышение мотивации учащихся;- доступ к актуальным иноязычным ресурсам;- развитие цифровой грамотности;- персонализация обучения. Трудности:- недостаточная техническая оснащенность школ;- необходимость повышения ИКТ-компетенций педагогов;- риск цифровой перегрузки учащихся. 4. Конкретные примеры использования ИКТ в педагогической практике и исследования эффективности Примеры из педагогического опыта Использование платформы Quizlet для запоминания лексики. Учитель английского языка в 5 классе (12 лет) заметив, что ученики плохо запоминают новую лексику по теме «Животные» создал набор карточек в Quizlet с изображениями и аудио произношением. Ученики тренировались в режимах «Учить» и «Писать», а затем играли в «Match» (соотнесение слова и картинки на время).В результате,через 2 недели средний результат по словарному диктанту вырос на 25%. Ученики отметили, что запоминание слов стало «как игра» (анкетирование). Виртуальная экскурсия по Лондону с Google Earthпомогает повысить мотивацию: 92% класса активно участвовали в обсуждении (по сравнению с 60% на традиционном уроке). На следующем уроке ученики презентовали свои мини-проекты «Мой виртуальный тур» в PowerPoint. НИУ ВШЭ провели исследование (2022) среди 200 школьникови пришли к выводу, что ученики, использовавшие Lingualeo и Quizlet 3 раза в неделю, увеличили словарный запас на 30% быстрее, чем контрольная группа. 78% учащихся сказали, что приложения помогли им преодолеть «боязнь ошибок». Так же можно говорить и о высокой эффективности использования подкастов для аудирования.В течение полугода ученики 9 классов слушали подкасты BBC Learning English 2 раза в неделю. в результате, средний балл за аудирование в формате ОГЭ вырос с 62% до 81%. Ученики улучшили не только понимание, но и произношение, имитируя носителей. Эксперимент МПГУ (2021-2023) в 10 школах Москвы показал , чтосочетая очные уроки с заданиями в Skyeng и ЯКлассудалось повысить успеваемость на 15-20% по сравнению с традиционными методами. Учителя сократили время на проверку домашних работ на 40% благодаря автоматизации. Хотелось бы дать рекомендации для учителей (основанные на практике): дозируйте ИКТ: Оптимально — 15-20 минут цифровых активностей за урок, чтобы не снижать концентрацию;комбинируйте инструменты: Например, сначала видео из РЭШ, затем обсуждение в Padlet, а закрепление — игра в Quizizz;используйте аналитику: Платформы типа ЯКласс показывают, какие темы вызвали трудности — это поможет корректировать планы.Заключение Использование ИКТ на уроках английского языка в рамках ФГОС способствует формированию ключевых компетенций, повышает эффективность обучения и готовит учащихся к жизни в цифровом обществе. Однако успешное внедрение технологий требует методической грамотности педагогов и соответствующей инфраструктуры.Таким образом, интеграция ИКТ в уроки английского — не просто требование ФГОС, но и эффективный способ сделать обучение персонализированным и увлекательным. Как показывает практика, даже простые инструменты вроде Quizlet или Google Earth дают значительный прирост мотивации и результатов. Однако ключевой фактор успеха — не технологии сами по себе, а их методически грамотное включение в образовательный процесс. Поэтому предлагаю коллегам не только осваивать новые ресурсы, но и делиться опытом их применения — например, через школьные методические объединения или профессиональные чаты.Список использованной литературыФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – М.: Просвещение, 2021.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2018.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. – М.: Глосса-Пресс, 2020.Минобрнауки РФ. «Цифровая образовательная среда» – Реализация в рамках нацпроекта «Образование». 2023.Апальков В.Г. «ИКТ в преподавании иностранных языков» – М.: ВЛАДОС, 2022.Портал «Цифровое образование» () – методические рекомендации по интеграции ИКТ.Журнал «Иностранные языки в школе» (№4, 2023)
