Публикации
В.Маяковский
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В.Маяковский
Автор: Губко Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В.Маяковский
Автор: Губко Наталья Николаевна
Урок: «Хорошее отношение к лошадям»Категория: Литература•Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»«Все мы немножко лошади…»(По стихотворению В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)- Видеоролик о лошадях на песню Виктора Черницкого«Я подозвал коня…»- Ребята, попробуйте объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:Лошадь – это поэзия в движении.В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество разностороннего поэта.Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.«Хорошее отношение к лошадям» читает О. БасилашвилиОбратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».-А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.-Какова главная проблема?В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)-Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждого ученика).1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.БиЛи КоПыТа,ПеЛи БуДТо:- ГРиБ.ГРаБь.ГРоБ.ГРуБ. –Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.ЛоШаДь на КРуПГРоХНуЛаСь…… СГРуДиЛиСь…Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.… и СРаЗуЗа ЗеваКой ЗеваКа,ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз встречается буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз употреблена буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:- ЛошАдь упАлА!-УпАлА лошАдь!Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.- Гриб.- Грабь.- Гроб.- Груб.4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.У-ли-ца сколь-зи-ла.Ло-шадь на крупгрох-ну-лась.Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача - воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.-А теперь послушаем песню А. Розенбаума «Жеребенок» и попробуем определить, какие из выше перечисленных средств выразительности встречаются в ней.5.Каково значение многоточия в стихотворении?6. Гипербола:Подошел и вижу -За каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти...7. Эпитеты: звериная тоска, пришла веселая8. Метафоры:Ветром опита,льдом обутаулица скользила.за зевакой зевака,штаны пришедшие Кузнецким клёшить,сгрудились,смех зазвенел и зазвякал:Улица опрокинулась,течет по-своему...-В иносказательном плане глупого человека называют ослом,мудрого – совой,хитрого – лисой,неуклюжего – медведем,а какого человека называют лошадью?-А теперь давайте объясним следующие фразеологизмы:Рабочая лошадка.Надеть хомут.Взять под уздцы.Пришпорить коня.-У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади? Вспомним его. Есть ли что-то общее у этого рассказа со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям»?-Так что же такое слезы?-О чем плачут лошади?-Видеоролик «О чем плачут лошади».- Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится "тащить свой воз" по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники - палачи, готовые спустить шкуру... Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть....Глупенькая,все мынемного лошади.-Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.…встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,Стала в стойло.И все ей казалось –Она жеребенок,И стоило жить,И работать стоило.- Итак, когда Вас называют лошадью, не принимайте это за оскорбление…-Звучит песня Н.Расторгуева «Конь»Дифференцированное домашнее задание:Подобрать стихотворение из поэзии 20 века, схожее по теме и проблеме со стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».Написать творческую работу на тему: «Рецепт от душевной боли и слез» (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).Придумать свой афоризм, отражающий такие качества лошади, как выносливость, стать, ум, преданность…Резервный материал: сравнительный анализ стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» или со стихотворением Сергея Есенина «Табун»Ход урока1. Работа с плакатом(Иллюстрация к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок художника М. СиняковойЧитается отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:И вот он выходит: большой, длиннолапый, обрызганный ледниковым дождем, под широкополой, обвиснувшей шляпой, под вылощенным нищетой плащом. Вокруг никого. Лишь тюрьма за плечами.Фонарь к фонарю.За душой – ни гроша…Лишь пахнет Москвагорячо калачами, да падает лошадь, боками дыша.– Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?– Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?– Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.– И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать? (Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)2. Сообщение учителя.Юный Маяковский пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? (Поэт искал новые пути, старые словесные образные и ритмические средства не годились для нового человека.) Правильно. Но главное, ребята, заключалось в том, что Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к поэзии. Он говорил (обращение к эпиграфу №1):Поэзия может быть прекрасной лишь тогда, когда она служит народу, помогает делать прекрасной жизнь.В.В. Маяковский(и к эпиграфу №2):Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними.В.В. КожиновКакой же был разговор? О чем?Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а А.Платонов «мастером всеобщей большой жизни».Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.3. Выступление учащегося.Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»4. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» наизусть учителем и учащимся совместно.На доске словарь:Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».5. Анализ стихотворения.– Что происходит в стихотворении?– Как композиционно построено стихотворение?– Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл стихотворенияЛошадь, не надо.Лошадь, слушайте –чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)Обратимся к началу стихотворения:Били копыта. Пели будто:– Гриб.ГрабьГроб.Груб.– Что необычного? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.) Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.) Еще для чего? (Лексика.) Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.) Что же еще создает образ улицы? Разделимся по парам и изобразим в тетради алгоритм этого образа. (На это задание дается 3 минуты.)С каждого ряда идут по одному спикеру, изображают образ улицы на маркерной доске. Учитель на магнитной доске представляет свой алгоритм этого образа. (Вырезанные из бумаги фигурки Кузнецкого моста, штанов, пришедших Кузнецкий клешить, лошади.) Сравниваем.Кузнецкий мостКакая это улица? (Центральная.)образ улицызевакиЧто они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)лошадьА где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)Как автор дает понять отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение? (Учащиеся приводят примеры из стихотворения.)6. Словесное рисование.(Представим ситуацию. Опишите ее.) Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади.)Лошадь одна (без человека, без коляски) – парадокс, необычно. Зато соответствие пойдет:Лошадь одна = лишь один яЗаметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения – лишь.Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:Деточка! Все мы немножко лошади.Каждый из нас по-своему лошадь.Разве о лошади это стихотворение?Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:…и стоило жить,И работать стоило.Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? (Возвращаемся к эпиграфам, читаем их еще раз.)Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение.ТабунВ холмах зеленых табуны конейСдувают ноздрями златой налет со дней.С бугра высокого в синеющий заливУпала смоль качающихся грив.Дрожит их головы над тихою водой,И ловит месяц их серебряной уздой.Храпя в испуге на свою же теньЗазастить гривами они ждут новый деньВесенний день звенит над конским ухомС приветливым желаньем к первым мухам.Но к вечеру уж кони над лугамиБрыкаются и хлопают ушами.Все резче звон, прилипший на копытах,То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.И лишь волна потянется к звезде,Мелькают мухи пеплом по воде.Погасло солнце. Тихо на лужке.Пастух играет песню на рожке.Уставясь лбами, слушает табун,Что им поет вихрастый гамаюн.А эхо резвое, скользнув по их губам,Уносит думы их к неведомым лугам.Любя твой день и ночи темноту,Тебе, о родина, сложил я песню ту.1915
