Публикации Проект "Экологическая тропа"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Экологическая тропа"
Автор: Бронникова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Солнышко»Проект«Экологическая тропа »(из опыта работы) Бронникова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ детский сад № 28 «Солнышко»п. Целинный,2025г «Экологическая тропа на территории ДОУ» В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Проблема:В ходе исследований, наблюдений за детьми изучая результаты, мы пришли к выводу, что дети хорошо знают представителей животного и растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, и плохо знают представителей природы Забайкальского края. Данному аспекту уделялось недостаточно внимания ввиду отсутствия региональнальных методических рекомендаций по экологическому воспитанию. Объект: изучение проблемы система регионального экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.Предмет: использование метода проекта в процессе регионального экологического образования детей дошкольного возраста.Гипотеза: процесс регионального экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:- будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;- экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением регионального инновационного проекта. « Экологическое образование дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада» программно – методического комплекса программа «Лучики» - будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.Цель Проекта: Формирование целостных представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента Забайкальский край, с использованием экскурсий по экологической тропе.В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:Образовательные:-формировать систему элементарных экологических знаний, обогащать представления детей о природе Забайкальского края , о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, селе, на участке ДОУ), о взаимодействии человека и природы. Развивающие: -развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы, поисково-исследовательскую деятельность детей, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Воспитательные: - воспитывать гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. - активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.Этапы создания и оформления тропы:1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов3) составление перспективного плана работы на тропе4) Составление паспорта всех точек тропинки.6) Составление перспективного плана по работе с детьми на обьекте тропы.Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений. Планирование работы на экологической тропе осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий, ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, видами труда в природе на участке ДОУ. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Познакомить с разными объектами живой природы и показали ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным . Творческая группа детально обследовала территорию ДОУ и выделили наиболее интересные объекты: «Цветник», «Деревья», « Кустарники», «Метеостанция» , «Столовая для птиц», «Мини - огород»,« Песочная лаборатория». К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная.Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 30 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, млекопитающих, с определенными растениями условиями питания и проживания.В результате реализации проекта:- значительно вырос уровень экологических знаний о природе Забайкальского края,- повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы  Перспективный план по маршруту экологической тропыРегиональный компонент( подготовительная группа.)Перспективный план работы на учебный год сентябрь на октябрь на ноябрь на декабрь на январь на февраль на март на апрель на май Оценка результатов деятельности дошкольников в условиях экспериментаАнализ результатов диагностики экологической воспитанности подготовительной группы показывает:Повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы .Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Активизировалась природоохранная деятельность, повысилась экологическая культура, экологическое самосознание у детей. Дети стали активнее проявлять инициативу, предлагать собственные идеи и самостоятельно их реализовывать. Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.Особую заботу дети стали проявлять за комнатными растениями в экологической комнате. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях, дети проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленных в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.Вывод: Разработанный нами комплекс мероприятий по формированию экологической культуры на экологической тропе дошкольников в условиях региональности на занятиях по ФМКЦ , в режимных моментах, наблюдений на прогулках достаточно эффективен.Перспектива развития экологического проекта:1. Создание уголков природы разных климатических поясов.2. Уголок «Замечательный сорняк».3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».4. Разработать дополнительные обьекты по экологической тропе, в летний период.
-