Публикации Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Автор: Царькова Виктория Владимировна

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаУмение понимать собственные чувства и переживания другого человека – важная составляющая гармоничного развития личности ребенка. Современные родители часто задумываются над вопросом, как научить своего малыша распознавать и управлять эмоциями, выражать сочувствие и оказывать поддержку окружающим. Именно такие навыки принято называть эмоциональным интеллектом.Развитый эмоциональный интеллект способствует лучшему пониманию себя и других, повышает стрессоустойчивость, формирует позитивное отношение к миру и улучшает качество общения. Рассмотрим подробнее, каким образом можно поддержать и развить эти ценные умения у детей дошкольного возраста.Высокий уровень эмоционального интеллекта положительно влияет на многие аспекты жизни ребенка:- способствует успешному общению со сверстниками и взрослыми;- помогает справляться с негативными эмоциями и избегать конфликтов;- формирует устойчивость к стрессу и поддерживает хорошее настроение;- повышает концентрацию внимания и успеваемость в обучении;- укрепляет доверие и взаимопонимание в семье.Поэтому начинать работу над развитием эмоционального интеллекта желательно уже в раннем возрасте, ведь именно тогда закладываются базовые установки восприятия окружающего мира.Ребенок с высоким уровнем эмоционального интеллекта осознанно называет и различает свои эмоции («Я рад», «Мне грустно»), хорошо понимает эмоциональные реакции окружающих («Петя плачет, потому что обиделся»), может выразить свое состояние словами и действиями («Давай поговорим, почему ты сердишься»), проявляет сочувствие и стремится утешить друга («Катя упала, ей больно, надо пожалеть её»), легко переключается с негативных эмоций на нейтральные или позитивные («Мы вместе нарисуем рисунок, и станет весело!»). Такие признаки свидетельствуют о сформированной способности контролировать своё эмоциональное состояние и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.Одним из первых шагов к развитию эмоционального интеллекта является обучение детей называнию собственных чувств. Родители и педагоги могут начать с простого разговора о том, что чувствует ребенок прямо сейчас: радость, грусть, злость, удивление. Важно давать ребенку конкретные ситуации и обсуждать возникающие в них эмоции: «Что ты почувствовал, когда увидел игрушку?»Используйте разнообразные истории и сказки, демонстрируйте мимику лица, предлагайте малышу выбирать подходящие карточки с изображениями эмоций.Использование ролевых игр и театральных постановок помогает детям пережить разные эмоциональные состояния. Во время игры малыш учится выражать свои чувства безопасным способом, моделирует социальные роли и осваивает нормы поведения в обществе.Примеры игр:- игра “Покажи лицо”: родитель показывает картинку с изображением эмоции, а ребенок пытается повторить выражение лица;- “Сказочная терапия”: разыгрываются короткие сценарии сказочных героев, испытывающих сильные эмоции (грусть Буратино, счастье Колобка), затем проводится беседа о причинах переживаний героя.Эмпатия – способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль или радость. Чтобы помочь ребенку научиться эмпатии, взрослые могут создавать специальные ситуации, которые стимулируют проявление заботы и понимания.Например, попросите ребенка представить, как бы он чувствовал себя на месте товарища, потерявшего любимую игрушку. Обсудите вместе, как лучше поступить, чтобы успокоить расстроенного друга.Также полезно моделировать семейные ситуации, акцентируя внимание на проявлении заботы друг о друге. Совместное выполнение бытовых дел, совместное приготовление пищи, прогулки всей семьей поддерживают атмосферу взаимовыручки и доверия.Очень важным этапом является умение ребенка открыто говорить о своих чувствах, не прибегая к агрессии или слезам. Родителям стоит показать, как можно адекватно выразить недовольство или раздражение, используя спокойные выражения: «Меня расстраивает, когда...», «Я злюсь, потому что...» и т.п.Помощь взрослого заключается в поддержке и понимании, объяснении возможных последствий поступков, основанном на положительном примере собственного поведения.Развитие эмоционального интеллекта ребенка – это долгий путь, однако он приносит значительные плоды. Когда родители активно участвуют в эмоциональном становлении малыша, помогают ему освоить эффективные механизмы управления чувствами, они закладывают основу будущей зрелой и уверенной личности.Развитие эмоционального интеллекта дошкольника – это залог его будущего счастья и успешных социальных взаимоотношений. Чем раньше начата эта работа, тем легче ребенку освоится в сложностях современной жизни и стать полноценной частью общества.
-