Публикации
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики
Автор: Цыба Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики
Автор: Цыба Елена Юрьевна
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики Аннотация. В статье раскрываются наиболее эффективные способы развития познавательной активности младших школьников на уроках математики в начальной школе. Показаны конкретные методы и приёмы решения данной проблемы.Ключевые слова: познавательная активность, задача с практическим содержанием, межпредметные связи.Познавательная активность - свойство компетентной личности, важнейшее условие и показатель эффективности образовательного процесса, средство повышения качества образования.Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащегося к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. По - прежнему актуален вопрос, как развить у детей стремление к знаниям? В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Чтобы ребёнок добился успеха в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», - говорил французский писатель Анатоль Франс. Цель статьи - выявить и охарактеризовать наиболее эффективные способы развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.Проблема развития познавательной активности в различных аспектах изучалась в трудах педагогов и психологов. Наиболее полное освещение проблема получила в трудах Г.И. Щукиной и Т.И.Шамовой. Психологической основой для развития теории познавательной активности послужили теоретические положения, разработанные в трудах психологов А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, М. В. Демина. На основе сочетания традиционных и инновационных технологий выделила способы развития познавательной активности на уроках математики, связанные с:содержанием обучения:определение актуальности и новизны знаний; раскрытие значимости знаний; установление межпредметных связей; применение загадок, ребусов, кроссвордов. формами организации обучения:дидактические игры; нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок-ярмарка и др.); коллективно - групповые формы обучения (работа в парах, малых группах). методами обучения:учебный диалог; метод проблемного обучения; исследовательский метод; методы интерактивного обучения; метод проектов. средствами обучения:использование разнообразных наглядных пособий; использование ИКТ; созданием эмоционального фона урока:эмоциональность преподавания; создание ситуации успеха; педагогический такт и оптимизм учителя; общение на основе взаимного доверия, уважения. Одним из эффективных способов развития познавательной активности является раскрытие практической значимости знаний, установление межпредметных связей.Данный способ я реализую через решение задач с практическим содержанием. На современном этапе развития образования на первый план выходит не просто передача знаний, умений и навыков, а формирование способности применять математический аппарат для решения любых практических задач. Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) понимается задача, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового теоретического материала, во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных самой жизнью. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимися практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. К задаче с практическим содержанием следует предъявлять следующие требования: в содержании задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь; задача должна соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения; вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для обучающихся, содержание задачи должно «сближаться» с реальной действительностью; прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность. Обращение к окружающей действительности создаёт эмоциональный подъем в классе, вызывает живой интерес к изучаемому материалу, что в свою очередь активизирует познавательную деятельность, позволяет учащимся добиться успехов в изучении математики. Предлагаю фрагменты уроков, на которых решаем задачи с практическим содержанием.Тема. Нахождение площади прямоугольника. 4 классУчитель. Начертите прямоугольники со сторонами 2 см и 8 см, 5 см и 5 см, 1 см и 9 см, 4 см и 6 см. Вычислите периметры этих прямоугольников. Что можно сказать о периметрах начерченных прямоугольников? Ответ.Периметры данных прямоугольников равны.Учитель.Вычислите площади всех начерченных прямоугольников. Какой из них имеет наибольшую площадь? Внимательно рассмотрите его. Что это за фигура?Ответ. Наибольшую площадь имеет квадрат. Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.Учитель.Что можно сказать о площади прямоугольника и квадрата, периметры которых одинаковы?Ответ. Среди прямоугольников с одинаковыми периметрами наибольшую площадь имеет квадрат.В практической целесообразности этого вывода ученики убеждаются во время решения задачи: «Для того, чтобы вырастить рассаду капусты необходимо изготовить ящик прямоугольной формы. Периметр ящика равен 200 см. Какой длины и ширины нужно изготовить ящик, чтобы в нем можно было вырастить как можно больше рассады?»В ходе анализа задачи учащиеся выясняют, что больше всего рассады можно вырастить на большей площади, а большую площадь имеет квадрат.Решение задачи сводится к нахождению стороны квадрата с периметром 200 см.а = 200 ÷ 4 а = 50 смИтак, необходимо изготовить ящик квадратной формы со стороной 50 см.Тема. Единицы измерения массы. 4 классУчитель. Определим, какие ингредиенты необходимы для того, чтобы испечь блины (учащиеся объединяются в группы). Каждой группе предлагается выбрать те продукты, из которых можно испечь блины по классическому рецепту. Если продукты выбраны правильно, из пазлов, на которых указано название продукта, можно сложить изображение блина. (Молоко – 1л, мука, растительное масло, яйца – 4 шт., сахар, соль, сода). Для того чтобы определить количество других продуктов, учащимся предлагается решить задачу и выполнить соответствующие вычисления) 1 группаИз имеющихся данных составьте задачу и вычислите количество продуктов в граммах.Мука - 320 г;Растительное масло – в5 раза меньше, чем муки;Сахар - на 14 г меньше, чем растительного масла;Соль – на 40 г меньше, чем сахара;Сода – столько же, сколько соли.2 группаМука - 320 г, растительное масло – 64 г, сахар – 50 г, соль – 10 г, сода - 10 гВычислите количество продуктов в стаканах или ложках, используя таблицу.Решение задач с практическим содержанием укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению, формирует умение планировать деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств.Межпредметные связи на уроках математики реализую через решение задач с природоведческим содержанием, организацию проектной деятельности учащихся. Например, на уроках гражданственности и духовности Донбасса при изучении микросферы «Природа Донбасса» (2 класс) учащиеся заинтересовались растительностью родного города, и в классе был организован интегрированный проект «Деревья родного города». На уроках окружающего мира при изучении темы «Какие бывают растения» ребята готовили информацию природоведческого характера о деревьях города. Вместе с учителем отправились на экскурсию в парки и скверы города, на основе наблюдений подготовили выставку фотографий и рисунков. На уроке математики по теме «Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Что узнали. Чему научились» решали задачи с природоведческим содержанием, используя полученную информацию.1) Высота тополя чёрного 23 м, а пирамидального 30 м. На сколько метров тополь чёрный ниже пирамидального?2) Клён за сезон улавливает 25 кг пыли, а тополь - 30 кг пыли. Сколько всего килограммов пыли улавливают эти два дерева за сезон?3) Высота клёна 20 м, а высота тополя белого на 15 м больше. Какова высота тополя белого? 4) Подумай, какое дерево посадить возле дома? Высота дома – 20 мКаштан - 12 мКлён – 20 мТополь чёрный – 23 мТополь пирамидальный – 30 м Во внеурочное время ребята самостоятельно составляли подобные задачи и презентовали свои творческие работы. Организация и проведение проекта способствовало формированию математических умений, экологической культуры, патриотическому воспитанию.Решение задач с практическим содержанием, межпредметных задач способствует формированию следующих личностных универсальных учебных действий:умение применять знания и способы действий в изменённых условиях; любознательность, познавательный интерес; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в повседневной жизни. Развитию познавательной активности способствует также проблемный метод обучения. На уроке создаю проблемную ситуацию, для решения которой нужны знания по математике. Так, перед изучением письменного деления трёхзначного числа на однозначное (3 класс) предлагаю детям задачу: «Две бригады учеников собирали помидоры. Первая бригада из 7 учеников собрала 315 кг, а вторая, в которой было 6 учеников, за это же время собрала 288 кг помидоров. Какая бригада работала лучше?»Недолго думая, дети ответили, что первая, и были удивлены категорическим отрицанием. В процессе беседы выяснилось, что лучше работала та бригада, в которой на одного ученика пришлось больше помидоров. А чтобы узнать это, надо 315 разделить на 7 и 288 - на 6, то есть научиться делить трёхзначное число на однозначное. Дети убедились, что новое умение, новые знания помогут им лучше разбираться в жизненных ситуациях. Чтобы вызвать на уроке у учащихся интерес к познанию, интерес к приобретению новых знаний, надо доказать им практическую значимость определенного вывода. Важно, чтобы исследователями были сами учащиеся.Таким образом способы развития познавательной активности на уроках математики носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения; включение эвристических задач, направленных на интеграцию знаний; ориентацию учебной деятельности младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.В заключении хочется сказать, что в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен сам очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.Список литературы:1. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.- Пб.: Знание, 2006.2. Шамова. Т. И., Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. / Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2009.3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988.4.Энциклопедия педагогических технологий и инноваций. /Автор-составитель Н. П. Наволокова. –Х., 2011.
