Публикации ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Драгунов Кирилл Александрович

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВДрагунов Кирилл АлександровичУчитель по физической культуре МБОУ «Школа №64», Казань, Россия.Научный руководитель – Кузнецова Юлия НиколаевнаАктуальность: На сегодняшний день спорт уже не является самостоятельным и независимым видом деятельности. Это широкая часть общей культуры с характерной для нее массовостью и зрелищностью, больше похожее на развлекательное шоу. И такая тенденция лишь набирает обороты в последние годы, в связи с чем психологическое давление на спортсменов кратно возрастает. И данная проблема не обходит стороной детский спорт.Упор на психологическую составляющую в спорте, как говорилось ранее, выходит на первый план независимо от возраста спортсменов, но именно от степени их готовности к преодолению различного рода препятствий зависит успех становления в качестве профессионала. Под словом “препятствие” понимается не столько физические испытания в процессе тренировок, сколько моральное давление на ребенка, которое оказывается со на тех же тренировках и играх на соревнованиях стороны тренера, других участников команды, соперников, родителей, а также ряда других факторов. При всем при этом, важно, чтобы ребенок не только чувствовал себя частью команды, но в то же время и ощущал себя самостоятельной личностью, индивидуальным спортсменом, способным решать любые ставящиеся перед ним задачи по ходу занятий.Цель исследования: Изучить и проанализировать влияние занятий футболом на психологические особенности младших школьников.Результаты исследования и их обсуждение: Психолологический аспект крайне важен в детском футболе. Несмотря на незначительную разницу в возрасте у разных ребят, мотивация каждой возрастной группы может разительно отличаться друг от друга. Согласно исследованиям Гогунова Е.Н и Мартьянова Б.И., физическая культура имеет свои возрастные особенности. К примеру, для школьников начальных классов интерес представляет, как правило, сама по себе двигательная активность и подвижные игры, в частности, поскольку большее количество своего времени они любят проводить активно. младшеклассники проявляют более живой интерес, если в процессе занятий они будут ассоциировать себя со своии любимыми героями, кумирами, образцами для подражания В случае же с учениками старших классов, подобный подход не работает. Подростки в состоянии сами себя мотивировать, поскольку преследуют более конкретные собственные цели при занятиях физической культурой, это может быть улучшение физических показателей или наращивание мышечной массы. То есть, подростки подходят к процессу занятий более осознанно, что вполне естественно, выдвигая вперед мотивы, которые важды прежде всего для них самих.Исходя из вышесказанного, стоит сказать, что целью тренировочного процесса в большинстве своем выступает улучшение спортивных результатов не только всей команды, но и каждого отдельного игрока, что обуславливается путем формирования психических качеств каждого ребенка.Для того, чтобы достигать целей и постоянно улучшать результаты своих подопечных, тренеру необходимо постоянно контролировать состояние своих игроков и соблюдать небольшой свод правил, рекомендуемый спортивными психологами. В него входят следующие пункты:1) Развивать и формировать у юных спортсменов ряд познавательных психических процессов2) Тренировать необходимые для игры свойства внимания3) Формировать у детей неподдельный интерес к данному виду спорта4) Находить к каждому ребенку индивидуальный подход5) На регулярной основе использовать средства контроля и учета результатовПри соблюдении тренером вышеозвученных правил поведения, у юных футболистов постепенно будет формироваться мнение, что помимо части команды он представляет интерес для других как самостоятельная личность и спортсмен.К тому же, по мнению некоторых футбольных тренеров, футбол, как и другие игровые виды спорта, одновременно является особенно индивидуальным. Поскольку суть данных видов спорта сводится к тому, чтобы не просто заполнить пустоту на поле, а выставить совершенную команду, чтобы на каждой позиции имелся наиболее искуссный игрок. Считатеся неплохим результатом, если тренерскому штабу удалось найти “универсального” игрока, то есть того, кто сможет играть сразу на нескольких позициях. В связи с этим, можно заключить, что мастерство каждого игрока в отдельности также важно, как и мастерство всей команды в целом. И это при том, что одной из важнейших функций футбола по совместительству является социализирующая функция, заключающаяся в привитию подрастающему поколению навыки командной работы.Если смотреть на эту ситуацию через призму психологии, то навык работы в команде можно преподнести как составляющую часть успешности индивида. Профессиональные психология давно придумали большое количество вариантов тестирований, которые позволяют выявить у детей наличие необходимых тренерам навыков, проводя профессиональный отбор и отсеивая детей, не соответствующих минимальным требованиям.Коллективный характер футбола имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Недостаток командной игры основывается на понимании каждого игрока, что в случае недостка его навыков и способностей в критический момент игры ему может помочь его товарищ по команде. Однако, в случае провала обоих кто-то из партнеров может переложить свою вину на плечи товарища, что, естественно, не может не отразиться на моральном духе членов команды и ее дальнейшей игре.Вдобавок ко всему вышесказанному необходимо обозначить причины проблем у юных футболистов, возникающих в процессе заниятий и игр. Проблемы могут исходить со стороны родителей или тренеров, а также крыться внутри самих детей.Самой простой причиной неудач является недостаточная вера в себя и боязнь взять ответственность за происходящее. Как только ребенок выходит на поле, его охватывает паника и не покидает чувство, что все внимание стадиона обращено именно на него. В связи с этим, появляется ощущение слишком высокой цены ошибки, ведь за ней последует осуждение со стороны команды, тренера или родителей.Вторая проблема вытекает из первой. Чрезмерное внутреннее напряжение никогда не приводит к позитивным последствия, скорее наоборот. Если игрок слишком напряжен в процессе, то это обязательно скажется на его игре, волнение будет брать верх, отчего движения и в целом игра будут хаотичными.Следующей в ряду причин является боязнь игрока быть обвиненным в “эгоцентризме”. Случаи излишней активности отдельных игроков также могут привести к осуждению со стороны партнеров по команде, а следовательно внутреннему напряжению. Поэтому такие игроки стараются выполнять все приказы тренера в процессе игры.Заключительной проблемой, встречающейся довольно часто, является страх получения травмы или увечья. В таком случае спортсмен ощутимо снижает интенсивность игры, стараясь не участвовать в борьбе за мяч или не подставлять под него. Особенна данная проблема характерна для юных спортсменов с повышенной чувствительностью, слабостью процессов, а также страхом боли.Выводы: Для того, чтобы успешно решать возникающие по ходу игры проблемы, тренерам необходимо чаще разговаривать с детьми, интересуясь их психологическим состоянием и подсказывая решения проблем. Для большей эффективности необходимо проводить работу с родителями подопечных, чтобы они чувствовали поддержку и дома.Важно не только отмечать ошибки игроков, но и их правильные действия, подмечать даже, казалось бы, незначительные успехи. Юные футболисты могут стать перспективными спортсменами только в том случае, если будут чувствовать постоянную поддержку и веру в себя. При этом, важно знать меру, чтобы не перехваливать игрока.Список литературы1. А. Н. Веракса, А. Е. Горовая, А. И. Грушко, С. В. Леонов “Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена” / Издательство «Спорт», 2016 / Печатается по решению Учёного Совета факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; ISBN 978-5-9907240-6-82. Койл Дэниэл “Код таланта. Гениями не рождаются. Ими становятся” / Изд.: КоЛибри / Серия: “Человек мыслящий. Идеи, способные изменить мир” / Дэниел Койл ; [пер. с англ. Ю. В. Букановой]. - Москва : АСТ ; Владимир : Астрель ; 2010. - 284, [1] с.; 21 см. - (Бестселлер).; ISBN 978-5-17-066976-9 3. Сафонов В.К. “Психология спортсмена: слагаемые успеха” / В.К. Сафонов. – М.: Спорт, 2017. – 288 с.; ISBN 978-5-906839-90-9
-