Публикации
Применение цифровых средств визуализации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение цифровых средств визуализации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Автор: Исинова Халида Валидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение цифровых средств визуализации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Автор: Исинова Халида Валидовна
Применение цифровых средств визуализации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школеВ современном образовательном процессе применяют различные цифровые средства визуализации учебного материала. Некоторые из них, такие как ментальные карты, кроссенс, инфографика, интерактивные плакаты, цифровой сторителлинг и дополненную реальность (AR), можно успешно применять в обучении младших школьников с РАС. Цифровой (анимированный) сторителлинг используют с целью погружения младших школьников в содержание темы урока. Как правило, он основан на организации мультимедийного контента вокруг одной истории, объединяя в себе визуальную, музыкальную, образную и словесную составляющую. Данное цифровое средство визуализации учебного материала позволяет акцентировать внимание на ключевых моментах, так как у педагога есть возможность приостанавливать ход анимированного видео для обсуждения.Использование анимированного сторителлинга в обучение младшего школьника с РАС способствует формированию универсальных учебных действий, развитию познавательной активности, развитию творческого и критического мышления [5, с. 132]. Дополненная реальность (AR) позволяет визуализировать сложные для восприятия младших школьников с РАС понятия, делая их доступнее для усвоения. Обучающиеся получают возможность не просто запоминать информацию, но и видеть ее перед собой, что помогает адаптировать учебный процесс под особые образовательные потребности детей. В своей практической деятельности я использую одну из форм дополненной реальности -QR-квест. Визуализация с использованием QR-кода на уроке позволяет посетить виртуальные музеи, обратиться к дополнительным источникам информации [15, с. 204]. Ментальные карты или интеллект-карты успешно и эффективно представляют, делают наглядными внутренние процессы обработки информации. Они способны обработать и структурировать информацию, сформировать регулятивные, коммуникативные и познавательные навыки, повысить работоспособность и эффективность обучения. Используя ментальные карты на уроке, педагог успешнее формирует орфографические навыки и значительно обогащает словарный запас, что в свою очередь стимулирует речемыслительную активность детей. Ментальные карты, которые иллюстрируют переход от простых изображений к более сложному виду визуальной поддержки, подходит для обучения младших школьников с РАС [11, с. 62]. Интерактивный плакат – это средство визуального предоставления учебного материала, которое активно и разнообразно реагирует на действия пользователя – младшего школьника с РАС. Использование таких интерактивных элементов, как ссылки, кнопки перехода, обеспечивают эту интерактивность. Интерактивные плакаты могут содержать гораздо больше учебного материала, чем обычные плакаты и предоставляют его в более эффективной и наглядной форме. Интерактивны плакаты – это гибкий инструмент образовательного процесса. С ним обучаемые с РАС имеют возможность легко усваивать новый учебный материал и закреплять пройденный, а педагог получает возможность структурировать большие объемы информации в удобную для понимания форму. В интерактивном плакате информация не предъявляется сразу в полном объёме, она «открывается» по мере действий пользователя [8, с. 125]. Тем самым использование интерактивных плакатов как цифрового средства визуализации в обучении младших школьников с РАС помогает решить одну из сложнейших задач инклюзивного образования - заинтересовать обучающегося и вовлечь его в активную познавательную деятельность. В последнее время широко используется педагогами такой вид цифровой визуализации как информационная графика или инфографика. Информационная графика или инфографика трактуется специалистами в сфере цифровых технологий как способ организации информации, включающий в себя визуальные элементы с соответствующими текстами. Основное предназначение инфографики связано с передачей информации о различных объектах реального мира [1, с. 77]. В своих научно-теоретических исследованиях Овсеенко А. О. приходит к выводу, что наиболее эффективное использование инфографики наблюдается на уроках математики в начальной школе. Этому способствуют следующие особенности инфографики, как цифрового средства визуализации учебного материала: изложение материала в сжатом виде, быстрота, вовлеченность и доступность [13, с. 277]. Такая специфическая особенность инфографики, как представление информации в форме, доступной для детей с разными особенностями и образовательными потребностями помогает в социально-бытовой адаптации младших школьников с РАС. В результате научно-теоретического анализа педагогических трудов отечественных ученых стоит выделит такое цифровое средство визуализации учебного материала, как «кроссенс», как ассоциативной головоломки, которая представляет собой квадратное поле и 9 квадратов, в которых помещены изображения (при этом центральная картинка объединяет по смыслу сразу несколько). В самом начале урока в начальной школе, на мотивационном этапе,некоторые современные педагоги успешно используют такое цифровое средство визуализации как «кроссенс» для подведения к теме и цели урока. Одна из возможных формулировок задания может быть следующей: «Найдите ассоциативную связь (ассоциации) между изображениями». После того, как ученики смогут предположить тему урока, кроссенс следует разгадать. Активное использование такого визуального средства обучения на уроках в начальной школе способствует формированию и развитию у младших школьников коммуникативных и регулятивных умений, навыка работы с информацией, повышает детскую любознательность и мотивацию к изучаемому предмету [5, с. 131]. Таким образом, использование данного цифрового средства визуализации учебного материала способствует формированию критического мышления и получению востребованных метапредметных образовательных результатов младших школьников с РАС. Применение цифровых средств визуализации учебного материала для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в начальной школе постепенно трансформируется в один из наиболее эффективных педагогических приемов работы, который целенаправленно формирует и развивает визуальное мышление и грамотность, заметно повышает уровень познавательной активности и формирует визуальную культуру младших школьников с РАС. Использование средств визуализации является одним из основополагающих средств предоставления информации в системе образования и становится одним из наиболее эффективных инструментариев работы, который направлен на развитие визуального мышления и грамотности, повышения уровня познавательной активности и визуальной культуры учащихся.Визуализируя учебный материал, педагог начальных классов, осуществляющий инклюзивное образование, имеет возможность достичь образовательных, развивающих и воспитательных целей занятия через создание доступного образовательного пространства на уроке. На основании проведенного научно-теоретического обзора научных работ отечественных ученых относительно цифровых средств визуализации учебного материала для младших школьников с РАС, можно сделать вывод, что целесообразно использовать эти средства, так как они значительно улучшают процесс обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, способствуя развитию их когнитивных способностей и повышению адаптации к учебному материалу. Приведенные выше факторы в свою очередь положительно влияют на достижение необходимых предметных результатов и на академическую успеваемость младших школьников с РАС. Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что внедрение и использование цифровых средств визуализации учебного материала в образовательном процессе открывает новые перспективы для улучшения качества начального общего образования для ребенка с расстройствами аутистического спектра, генерируя доступную инклюзивную среду и тем самым способствуя его постепенной интеграции в образовательный процесс. Список источников 1. Алексеева Е.Е. Инфографика как метод визуализации цифрового образовательного контента // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 3-1. С. 75 – 85. DOI 10.12731/2658-4034-2023-14-3-75-85 2. Ахметшина Ю.В. Потенциал применения цифровых технологий в образовательном пространстве // Педагогическое образование. 2025. Т. 6. № 1. С. 243 – 248. 3. Виневская А.В. Выбор тьютором стратегии сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования коммуникативных навыков на основе технологии «Цветовой режим сопровождения» // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2023. № 9. С. 60 – 76. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11082 4. Виневская А.В., Дедова Т.С. Использование адаптированного учебного материала для обучения первоклассников с расстройствами аутистического спектра // Проектирование. Опыт. Результат. 2024. № 4. С. 87 – 100. 5. Глушкова И.А., Малева А.А. Методические рекомендации по использованию средств визуализации в обучении младших школьников // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: Материалы ХVII Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 29 марта 2023 года / Редкол.: Р.М. Чудинский (науч. ред.), В.В. Малев, А.А. Малева (отв. ред.), М.В. Дюжакова, С.О. Башарина. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. С. 128 – 134. 6. Горюнова Л.В., Полякова Е.В. Социально-педагогическая практика подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования в условиях университета // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-1. С. 133 – 136.
