Публикации Билет в будущее

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Билет в будущее
Автор: Потапова Елена Михайловна

«Билет в будущее» Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась?  Безусловно, это решение непростое, ведь каждый из нас хочет быть счастливым. Но давайте подумаем, когда человек чувствует себя счастливым?Конечно, мы счастливы, когда едем в отпуск, покупаем что-то, о чём давно мечтали, но такое счастье — мимолётно.Анализируя факты, невольно задумываешься: в чем причина неудач и разочарований молодых людей?Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.В современном мире очень много профессий  и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно.Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.И ведь, действительно, счастлив тот, кто занимается любимым делом, когда его труд приносит пользу ему самому, его близким и даже всей стране — это и есть настоящее счастье.Так кто может помочь ребёнку в профессиональном самоопределении?Семья?Службы труда и занятости?Сверстники?Дополнительное образование? Или Школа?Несомненно, начинать разговор о профориентации очень важно именно в школе — закладывать первое представление о мире профессий, формировать важные навыки, которые потом пригодятся ребенку. Решаются важнейшие вопросы: кем быть, какая профессия по душе, а также, где реализовать себя, какие возможности и запросы диктует времяс 1 сентября 2023 года во всех школах страны стартовал Профориентационный минимум в рамках проекта «Билет в будущее». Это современный  просветительский  проект  по  ранней профориентации, который объединяет педагогов и школьников в решении важных жизненных вопросов. Цель проекта – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.Направления и форматы Профминимума1. Урочная деятельность.2. Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты».3. Практико-ориентированный модуль.4. Дополнительное образование.5. Профессиональное обучение.6. Взаимодействие с родителями (законными представителями).7. Профильные предпрофессиональные классы. Существует несколько уровней профминимуму. Наша школа выбрала базовый, это 40 часов. В проекте участвуют обучающиеся с 6 по 9 классы. Я являюсь педагогом-навигатором.Знакомство с материалами профминимума проходит на электронной платформе, которая представляет собой многофункциональную информационную систему, содержит отдельные личные кабинеты, образовательные материалы, онлайн-курсы.Также на платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора.В личном кабинете педагогов в этом году появился новый инструмент «Конструктора будущего». С помощью его ресурсов педагоги могут сформировать 45-минутный урок, используя уникальный материал платформы bvbinfo.ru: видео, графические элементы, интервью с профессионалами различных корпораций, тесты, игровые механики и квесты.При этом «Конструктор будущего» сразу учитывает возрастные особенности каждого класса и предлагает различные методики для профессионального выбора. Так, например, педагог может наглядно показать ученикам пользу от школьных предметов для будущей карьеры или дать выпускникам 9 классов советы по выбору продолжения обучения после сдачи ОГЭ от специалистов разных отраслей.Курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»  нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.Цели и задачи курса «Россия — мои горизонты»
  • популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны;
  • формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики;
  • знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране;
  • создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны.Курс «Россия – мои горизонты включает:уроки и занятия, которые носят интерактивный характер и включают в себя:
  • видеоролики с уникальным профориентационным контентом;
  • обсуждения, дискуссии, игры, задания-практикумы;
  • разбор важных тем профориентации в доступном формате и др.
  • моделирующие онлайн-пробы
  • Профориентационная онлайн-диагностикаОнлайн-диагностика позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.Диагностика осуществляется в онлайн-формате, что дает возможность провести ее как в образовательной организации,  так и в домашних условиях.В проекте запланировано 10 онлайн-диагностик: 2 обязательные «Мои прфсреды» в разделе «Понимаю» и «Мои таланты» в разделе «Осознаю», остальные дополнительные.Мультимедийная выставка «Лаборатория будущего»В рамках проекта предполагается посещение мультимедийных выставок – экспозиция на базе исторических парков «Россия – Моя история»Задачи Выставки:- знакомство обучающихся с рынком труда,  с различными отраслями и профессиями,  с многообразием вариантов профессионального выбора;- вовлечение, повышение мотивации к совершению профессионального выбора;- помощь школьникам в понимании,  в каком направлении они хотят развиваться дальше.Эта выставка действует осенью и весной. К сожалению, у нас не получилось в этом году, но мы планируем посетить весной.Мероприятия профессионального выбораПрофессиональная проба является средством самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.  В рамках данного этапа школьники приняли участие в очных и онлайн профессиональных пробах.Так ученики 8-9 классов в ноябре 2023 года посетили Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства. А в октябре 2024 года учащиеся 6-9 классов совершили экскурсию на Полотняно-заводскаю бумажнаю мануфактуру.Открыт раздел «Планирую», в котором содержится анализ полученных рекомендация и предлагает выбор профессиональной сферы и построение образовательно-профессиональной траектории. Все ребята проходят диагностики (чем больше обучающийся прошел диагностик, тем более полным и детализированным будет его личные рекомендации).В этом разделе несколько вкладок:Профиль обучения  поможет понять, какой профильный класс подходит школьникуОбразовательная траектория поможет определиться, какой уровень образования и какие направления подходят школьнику.Профессии – содержит перечень отраслей и профессий, рекомендованных ученику по результатам диагностик.В Талантах узнают свои профессиональные зоны потенциала, которые рекомендуется развивать в будущемВ Способностях узнают описания своих эмоциональных, социальных и творческих компетенцийТаким образом «Билет в будущее» - это инновационный продукт, который основан на навыке свободного выбора: он не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
    -