Публикации
Неделя веселых перемен.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Неделя веселых перемен.
Автор: Кузьмюк Ирина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Неделя веселых перемен.
Автор: Кузьмюк Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа № 43» городского округа Самара.«Неделя веселых перемен»Учитель физической культуры Кузьмюк Ирина Викторовна.Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, нужно принимать меры к тому, чтобы у них было что делать».Ян Амос Коменский.Перемена. У этого слова много определений. Сегодня я хочу рассказать о перемене школьной. Согласно нормам СанПиН «продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой (после второго или третьего уроков) 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая»[1]. В нашей школе две большие перемены. Когда я спросила детей зачем им нужна перемена между уроками, то получила разные ответы: «Хочу побегать и поиграть», «Нужно немного подкрепиться», «Хочу поговорить с Настей, а на уроке этого сделать не возможно», «Нужно подготовиться к другим урокам», «Надо позвонить маме и рассказать о моем хорошем ответе на уроке». И вот звенит звонок, возвещая, что началась перемена и, ребята выскакивают в коридоры, ведь после урока возникает необходимость в движении. Если перемену не организовывать, то мы сталкивается с другой проблемой - травмы. Из журнала учета травм по школе за 2023-2024 учебный год: «88 процентов травм произошли на школьных переменах из-за падений и бега,12 процентов произошли на уроках физической культуры при занятиях в разделе «Гимнастика». В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе, о чем свидетельствуют вышеприведенные цифры. Анализ травматизма за 2023-2024 учебный год, проведенный завучем по окончании учебного года, позволил установить, что дети получили травмы в школе из-за их недисциплинированности, неумением распознавать травмоопасную ситуацию, необученностью необходимым навыкам поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, физической слабостью, определенными особенностями развития. При чем, все травмы, произошедшие в учебном году на переменах, пришлись на учащихся начальной школы, что объясняется повышенной эмоциональностью детей в этом возрасте и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Методическое объединение учителей физической культуры приняло решение о разработке «Недели веселых перемен» годового цикла для учащихся начальной школы с первого по четвертый классы в 2024-2025 учебном году. Мы поставили следующие задачи:Создать условия для разумного, организованного, полезного отдыха ребят на перемене;Сохранить физическое и психическое здоровье детей;Развить их творческие и коммуникативные способности;Воспитать самоуправление через их совместную деятельность, чувство ответственности, организованности и взаимовыручки.При разработке мероприятия мы учитывали возможности и ресурсы нашей школы, а так же приняли во внимание:-дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. Правильное использование подвижных игр во время перемен способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успеваемость;- в зависимости от поведения, психологических особенностей и особенностей пола учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения;-дети начальной школы не умеют самостоятельно организовывать свое свободное время;-ребенок сегодняшнего дня проводит свободное время с гаджетами, и не может от них оторваться даже на перемене; -при эмоциональных игровых действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных центров дает возможность учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке;-нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие детей. Например, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды, такие игры могут отрицательно отразиться на последующем уроке;-лучше организовать малоподвижные игры с поочередным участием в действии. Не рекомендуется в помещении проводить игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей.-игры надо заканчивать за пять минут до звонка на урок, чтобы учащиеся успели подготовиться и настроиться на следующий урок. В пятницу перед третьей неделей месяца вывешивалось объявление о начале «Недели веселых перемен» (Приложение 1) с обозначением места проведения станции и ведущими на них. Дежурные (учащиеся старших классов) становились организаторами - ведущими на станциях. За выполненные задания класс получал призовую фишку, которая складывалась в копилку. По разработанным критериям проводилось выявление победителей и призеров в номинациях «Лучший класс на станции», «Лучший игрок на станции» в параллели. По окончании каждого учебного триместра при подведении итогов вручались призы. Интересным наблюдением стало, что во время первой, второй и четвертой недели (где они присутствовали) месяца ребята уже сами разучивали и проводили игры, в которые хотели играть. Дежурным старшеклассникам такое проведение дежурного времени очень понравилось, и они активно включились в разработку сценариев на станциях, где они дежурили.Анализ итогов учебного 2024-2025 года показал, что за год произошла одна травма на уроке физической культуры в разделе «Гимнастика», что составляет 25 процентов, три травмы (75 процентов) во время перемен, при этом в начальной школе - две, что составило 50 процентов. Наблюдения дежурных учителей показали, что дети стали организованы, между ними не происходят конфликтные ситуации. Учителя начальных классов отметили высокую работоспособность на уроках и снижение уровня заболеваемости на два процента. Классные руководители старших классов провели тест КОС (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин) учащихся, выступавших в роли ведущих – организаторов на станциях с целью определения их в дальнейшей профориентации.Список использованных источников.1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».2. И. Балыбердин. Газета «Спорт в школе, выпуск № 22 (425)». Sportfiction.ru. [Электронный ресурс]. (10.04.2025).3. Deti-knigi.com. Марат Гарданов. [Электронный ресурс]. (9.04.2025).4.Sportikid.ru/pesni_o_short.html. [Электронный ресурс]. (10.04.2025).Приложение 1.Маршрутный лист ____класса по станциям «Недели веселых перемен».Станция «Спортивная». Оборудование: короткая скакалка. Прыжки через короткую скакалку выполняет весь класс удобным способом за 15 секунд с выбыванием (максимальное количество раз) или прыжки в парах.Станция «Музыкальная»(4). Оборудование: компьютер. Называется любая буква алфавита и дети поют песню, начинающуюся с этой буквы. Старшеклассники могут оказать помощь в поиске песни.Станция «Игровая». Оборудование: музыкальная колонка. Играет весь класс. Раскладываются круги из цветной бумаги на полу рекреации по количеству на одного игрока меньше. Под музыку дети убегают с цветных кружков, музыка обрывается, дети должны занять места на кругах. Кому не хватит места, тот выбывает. (Можно предложить игру «Шишки, желуди, орехи»).Станция «Творческая». Здесь ребят рисуют, пишут мини-рассказы на тему спорта.Станция «А знаешь ли ты». Оборудование: компьютер. Дети просматривают видеоролик по виду спорта «плавание» (либо презентацию) и отвечают на вопросы викторины: (1. Какие способы плавания вы знаете? 2. Какой способ плавания самый быстрый? 3.Во время тренировочных занятий на какой стороне дорожки можно плавать?)Станция «Поиграй-ка». Путаница. Выбирают одного водящего, который отходит в сторону (в кабинет). Оставшиеся дети встают в круг, держась за руки. Их задача — запутаться, не размыкая рук. Цель водящего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Станция «Всезнайка» [2]. Ведущий показывает часть упражнения, а дети его повторяют и придумывают дальнейшее движение. Дети рассказывают, какие физические качества можно развить с помощью данных упражнений.Станция «Загадочная»[3]. Ребята отгадывают предложенные ведущими загадки на тему спорта и рассказывают об отгаданном виде спорта. Летит в пределах стадиона, когда метнут его с разгона» (Копье).У кузнеца есть непременно и отлетает от спортсмена. (Молот).
