Публикации Зачем читать книги в детстве?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зачем читать книги в детстве?
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна

Зачем читать книги в детстве?Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:   Полезнее книги нет вещи на свете!   Пусть книги друзьями заходят в дома,   Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!С. МихалковДля самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.Чтение книг в детстве имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию речи, расширению словарного запаса, развитию воображения, логического мышления и аналитических способностей. Книги знакомят с разными культурами, учат сопереживанию и помогают лучше понимать мир и самого себя. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Ребята жаждут общения с родителями: вместе с папой или мамой читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся и радуются, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.Целью тематической недели, посвященной Сергею Михалкову, является знакомство детей с его творчеством и развитие интереса к детской литературе. Задачи включают в себя знакомство с биографией и произведениями писателя, развитие речевой активности, умения слушать и понимать прочитанное, а также запоминание отрывков из стихотворений. Кроме того, тематическая неделя может быть направлена на развитие творческих способностей детей через рисование, оригами, инсценировки и другие виды деятельности по мотивам произведений Михалкова. Планирование тематической недели «Путешествие по страницам стихотворений С. В. Михалкова» Цель: развитие интереса к современной детской художественной литературе через творчество С.В. Михалкова.Задачи:- познакомить с биографией и творчеством С. В. Михалкова;- учить детей узнавать писателя на портрете;- развивать речевую активность;- развивать умение слушать произведения, отвечать на вопросы по содержанию,оценивать характеры и поступки героев- выучить отрывки из стихотворений С.В. Михалкова.РАБОТА С ДЕТЬМИ 1) Оформление выставки в уголке книги к 108 – летию со дня рождения писателя.2) Презентация «Знакомство с биографией С. В. Михалкова».Цель: знакомство с творчеством писателя и поэта С. В. Михалкова.3) Ситуации общения:
  • «Какие бывают книги».
  • «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (по стихотворению С. Михалкова «А что у вас?»).
  • «Что нужно делать, чтобы быть здоровым» (по стихотворению С. Михалкова «Прививка»).
  • «С. В. Михалков – автор гимна России».
  • «Мое любимое стихотворение С. Михалкова».
  • Цель: развитие умения вести диалог, высказывать собственные мысли, суждения.4) Чтение произведений С. В. Михалкова в режимные моменты«А что у вас?», «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Котята», «Трезор», «Прививка» и другие.Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.5) Изобразительное творчество:
  • Рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. В. Михалкова»
  • Цель: обучение умению отражать в рисунке впечатления, полученные от прослушивания художественного произведения, закрепление умения делать набросок простым карандашом, закрашивать цветными карандашами аккуратно, развивать эстетическое восприятие;
  • Оригами «Котёнок»
  • Цель: обучение созданию образа литературного персонажа способом оригами, развитие конструктивных умений, мелкой моторики.
  • Создание коллажа «Дядя Стёпа и все – все – все!».
  • Цель: обучение созданию коллективной творческой работы, закрепление умения пользоваться ножницами, закрепление навыка аккуратного наклеивания, вызывание положительных эмоций в процессе создания творческой работы.6) Дидактические игры:- «Четвертый лишний»Цель: обучение умению находить и исключать лишнего персонажа, называть стихотворение.- «Собери картинку» по произведениям С. В. МихалковаЦель: развитие умения собирать целое из частей.- «Узнай и назови стихотворение»Цель: обучение умению узнавать произведение по отрывку.- «Подбери иллюстрацию»Цель: обучение умению узнавать произведение по отрывку, подбирать подходящую иллюстрацию.7) Пальчиковая гимнастика «Котята» по стихотворению С. В. МихалковаЦель: развитие мелкой моторики, речи.8) Слушание:
  • Гимн России.
  • Песенка друзей «Мы едем – едем – едем…»
  • 9) Просмотр мультфильмов«Как старик корову продавал»;«Шел трамвай 10 номер»;«Фома».Цель: формирование представлений о том, что по произведениям С. В. Михалкова сняты мультфильмы, вызывание интереса к советским мультфильмам.10) Театрализованная деятельность
  • Настольный магнитный театр «Три поросенка»;
  • Пальчиковый театр «Котята».
  • Цель: развитие интереса к театрализованной деятельности, выразительность речи, интонационной стороны речи.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ1. Папка – передвижка «Книга – величайшее достижение культуры».2. Консультация «Читаем детям дома».3. Привлечь родителей к оформлению выставки книг.4. Предложить родителям почитать дома произведения С.В. Михалкова.ПОНЕДЕЛЬНИКБеседа «Какие бывают книги».Дидактическая игра «Что нужно для супа».Цель: закрепить названия овощей.Оформление в уголке книги выставки произведений С.В. Михалкова.Презентация «Знакомство с произведениями С. Михалкова». Цель: Познакомить с писателем, с произведениями, заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова.ЧХЛ Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.ЧХЛ Чтение сказки С. В. Михалкова «Три поросенка». Сюжетно – ролевая игра: «Мама варит суп».Цель: дать детям первоначальные данные о том, из чего состоит суп и какие овощи для этого необходимы. Настольный театр «Три поросенка». Цель: Напомнить детям содержание сказки и дать им возможность познакомиться с каждым персонажем индивидуально; формировать умение распределять роли; совершенствовать диалоговую речь.ЧХЛ Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Про мимозу».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор. ВТОРНИКБеседа «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (по стихотворению С. В. Михалкова «А что у вас?»).Дидактическая игра «Собери картинку» (по произведениям С. В. Михалкова).Цель: развитие умения собирать целое из частей. ЧХЛ Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Котята».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.ХЭР Оригами «Котёнок».Цель: обучение созданию образа литературного персонажа способом оригами, развитие конструктивных умений, мелкой моторики.Пальчиковая гимнастика «Котята» по стихотворению С. В. Михалкова.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».Театрализованная игра «Как старик корову продавал».Цель: Напомнить детям содержание стихотворения и дать им возможность познакомиться с каждым персонажем индивидуально.СРЕДАБеседа «Для чего нужны прививки?».ЧХЛ. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Прививка». Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.Просмотр мультфильма «Прививка».Беседа «Зачем нам нужен светофор» (по произведению С. В. Михалкова «Бездельник – светофор»).Дидактическая игра: «Собери правильный светофор». Цель: закрепление знаний детей о сигналах светофора и о их назначении. ХЭР Создание коллажа «Дядя Стёпа и все – всевсе!».Цель: закреплять навыки нанесения клея на деталь аппликации; ориентироваться на листе бумаги, приклеивая детали в необходимых местах.ЧХЛ Заучивание отрывка из стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Стёпа».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.Сюжетно – ролевая игра «Дядя Степа – регулировщик».Просмотр мультфильма «Шел трамвай 10 номер».ЧЕТВЕРГБеседа «С. В. Михалков – автор гимна России». Слушание гимна Российской Федерации.Дидактическая игра: «Из какого стихотворения картинка?» Просмотр мультфильма «Песенка друзей». ЧХЛ Разучивание стихотворения: «Песенка друзей».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.Дидактическая игра «Узнай и назови стихотворение».Цель: обучение умению узнавать произведение по отрывку.Конструктивная деятельность: «Строим дорогу».Цель: Учить конструированию из строительного материала и из конструктора.Учить сооружать постройки по собственному замыслу, объединять их по сюжету и обыгрывать.Пальчиковый театр «Котята».Цель: учить детей выразительно рассказывать стихотворение, использовать различные средства выразительности (речь, мимику, жесты).Сюжетно – ролевая игра «Мы – путешественники».Напомнить детям, о бережном отношении к книгам и о том, что книги надо содержать в порядке. Показать, как можно «вылечить заболевшую» книгу. ЧХЛ Чтение стихотворения «Тридцать шесть и пять».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.ПЯТНИЦАБеседа «Мое любимое стихотворение С. В. Михалкова».Дидактическая игра «Четвертый лишний».Цель: обучение умению находить и исключать лишнего персонажа, называть стихотворение.ЧХЛ Чтение стихотворения «Трезор».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.ХЭР Рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. В. Михалкова». Цель: обучение умению отражать в рисунке впечатления, полученные от прослушивания художественного произведения, закрепление умения делать набросок простым карандашом, закрашивать цветными карандашами аккуратно, развивать эстетическое восприятие.Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию».Цель: обучение умению узнавать произведение по отрывку, подбирать подходящую иллюстрацию.ЧХЛ Чтение стихотворения «Фома».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.Просмотр мультфильма «Дядя Степа».ЧХЛ Чтение весёлых стихов С. В. Михалкова «Где очки?», «Сашина каша», «Подушечка».Цель: развитие интереса к современной художественной литературе, обучение умению оценивать характеры и поступки героев, понимать юмор.
    -