Публикации Работа с родителями учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с родителями учащихся
Автор: Дамбаева Валентина Матвеевна

Работа с родителями учащихсяУ школы и современной семьи единая воспитательная цель — всестороннее развитие детей. У них общие подходы к воспитанию, во многом общие методы и средства педагогического воздействия, общие представления о результатах воспитания.Элементами системы работы с родителями являются: - изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; - установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; - последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; -систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; -совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; - оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;- содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; -привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее. Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Одним из основных его принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании. Основная функция педагога состоит в установлении единых требований школы и семьи в воспитании школьников. Единство требований не означает их тождества. Речь идет об общих подходах к режиму работы, оценке отношения школьника к учению, труду, общественной работе и досугу. Важно, чтобы эти требования не воспринимались школьником как «единый фронт» против него.Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому классный руководитель направляет свои усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование. Большое значение он придает подготовке и проведению родительских собраний, которые используются, как для выработки обшей тактики воспитания, так и для педагогического просвещения родителей. Классные собрания могут быть - организационные, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые четвертные собрания. Не следует проводить совместных собраний родителей и учащихся в форме разбора дисциплинарных дел и состояния успеваемости учащихся. Но школьники могут организовать выставки своих работ или выступить перед родителями с художественной самодеятельностью. Во всех случаях не следует допускать грубых сопоставлений успехов в учении и труде учащихся. Родители всегда болезненно воспринимают любую неудачу своего ребенка. Классный руководитель заинтересован в повышении педагогической культуры родителей. С этой целью он содействует успешной работе педагогического лектория или народного университета педагогических знаний, организует встречи родителей с учителями, преподающими в его классе, юристами, пропагандирует литературу о воспитании, проводит индивидуальные и групповые консультации. Образовательный уровень современных родителей позволяет не ограничиваться общими рекомендациями по воспитанию детей, как и элементарными примерами из практики семейного воспитания, а раскрывать перед родителями закономерности педагогического процесса, знакомить их с достижениями психологии обучения и воспитания, давать глубокие санитарно-гигиенические, физиологические и другие знания, необходимые для полноценного воспитания детей в семье. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Их результативность зависит, прежде всего, от взаимного желания сотрудничать, взаимного доверия уважительности и взаимной требовательности. Стиль их отношений, как правило, определяет классный руководитель.Приглашение (а не вызов) родителей в школу и посещение их на дому осуществляются по предварительной договоренности. Классный руководитель информирует родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах школьника, стараясь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяют методы педагогической помощи. Овладение принципами и нормами профессиональной этики делает педагога способным к преодолению возникающих на его пути противоречий и трудностей. «...Если ты чувствуешь себя несчастным,— советовал А. С. Макаренко,— первая твоя нравственная обязанность — никто об этом не должен знать. Найти в себе силы улыбаться, найти силы презирать несчастье... Найди в себе силы думать о завтрашнем дне, о будущем. А как только ты встанешь на этот путь, ты встанешь на путь предупреждения несчастий».
-