Публикации
Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС
Автор: Волкова Галина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС
Автор: Волкова Галина Владимировна
Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАСВся коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС базируется на 3-х основных подходах:1. Эмоционально-уровневом, разработанном отечественными учеными:Никольской,Лебединскими,Баевскойидр.,базирующемсянакоррекцииэмоциональной сферы – установление эмоционального контакта с ребенком, снятии агрессии, страха, стереотипий;2. Прикладном анализе поведения (ПАП), по- английски – АВА – терапия – влияние факторов окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей ребенка;- ТЕАССН-терапией. Эта программа направлена на облегчение социально-бытовой адаптации, создание условий для достижения детьми с РАС самостоятельности и повышения качества жизни при активной помощи родителей.3. Консультации специалистов.На консультации к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу,-приходят семьи, имея при себе необходимую медицинскую документацию ребенка. В результате экспресс - обследования ребенка семья получает устное заключение и рекомендации специалиста по развитию ребенка;- консилиум специалистов подбирает адекватные состоянию ребенка формы и методы коррекционного воздействия, составляет индивидуальный коррекционный маршрут;- семья с ребенком с ОВЗ поступает в отделение для получения коррекционной комплексной помощи.Система комплексной специализированной работы с ребенком содержит в себе 3 этапа:1. Помощь семье и ребенку с ОВЗ раннего возраста;2. Социализация, в том числе, подготовка к посещению ДОУ детей с ОВЗ 3-6 лет, адаптация семьи к социальному статусу ребенка;3. Формирование школьных компетенций детей с ОВЗ 6-8 лет, адаптация семьи к школьному статусу ребенка.В связи со сложной структурой дефекта, реализуя индивидуальные программы развития детей с ОВЗ, специалисты отделения создали варианты коррекционных программ для социализации детей, для работы с безречевыми детьми, для коррекции эмоционально-волевой сферы, для занятий адаптивной физической культурой.Обязательным условием зачисления является обследование ребенка в ПМПК. Для этого собирается необходимый комплект документов. Ребенок проходит обследование специалистами: психологом, логопедом,- которые готовят представления (характеристики) на ПМПК. Специалист центра сопровождает семьи на ПМПК. После получения заключения, по которому ребенок зачисляется в центр, на ребенка заводится необходимая, в том числе, диагностическая документация или, как мы это называем, «личное дело».2 ступень. Комплексная коррекционная работа специалистов с семьёй и ребенком с РАС.В отделении оказывается очная и дистантная помощь. Очная, когда ребенок с родителями посещает занятия непосредственно в центре.Дистантная помощь оказывается семьям,проживающим в отдельныхрайонах области, если состояние здоровья ребенка и возможности родителей не позволяют привозить его регулярно на занятия к специалистам.Дистантная помощь может быть оказана в том числе с применением медиасредств – консультирование по скайпу.При оказании дистантной помощи специалист держит связь с семьей: - собирает видеоматериалы для наблюдения специалистов; - назначает дату консилиума, который может быть проведен заочно;-составляет общие рекомендации для родителей с перечнем коррекционных заданий, которые специалисты обозначают как необходимые на данном этапе развития этого ребенка;- ведет промежуточные консультации для семьи, если в этом есть необходимость;- назначает следующий консилиум специалистов или записывает на консультацию к определенному специалисту.Очная помощь оказывается непосредственно в коррекционномпространстве центра.Ребенок посещает занятия у специалистов, психолог работает с семьей в целом, помогая решать те задачи воспитания и развития, которые ставит перед семьей диагноз ребенка и его индивидуальность.Для коррекции нарушений детей с РАС применяются индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуально дети могут заниматься у всех специалистов отделения – логопеда, дефектолога, специалиста по моторному развитию, психолога, социального педагога. Групповые методы назначаются детям для социализации и развития коммуникаций согласно их возможностям и ограничениям.3 ступень. Подготовка ребенка с РАС к школе.Специалистами отделения создана и успешно реализуется двууровневая система развития школьных компетенций детей с РАС.Первыйуровеньнеобходимдляформированияпредшкольныхкомпетенций:- умения слышать инструкцию, общаться с «чужим» взрослым и сверстником;- переключать внимание с одной формы деятельности на другую;- освоить приемы продуктивной деятельности, развить крупную и мелкую моторику, освоить игру со сверстником.То есть на этом этапе ребенок с РАС имеет возможность овладеть сенсо – моторными и социальными эталонами. Для каждого ребенка этот этап проходит по–разному – в микрогруппах или группах, в процессе овладения когнитивными навыками, развития восприятия, эмоционально-волевой сферы или произвольности, коррекции и развития моторики. Предшкольная подготовка продолжается в течение года.Второй уровень –освоение школьных компетенций:- умение слышать и выполнять групповую инструкцию;- овладеть необходимыми навыками познавательной активности;-усвоить правила поведения в школе (занятия проводятся в обстановке, максимально приближенной к школьной: парты, доска, звонок в начале и конце занятий, перемена. Кабинет, в котором проходят занятия по подготовке к школе зонирован на учебную и игровую зоны, оснащен соответствующей школьной мебелью, с учетом роста детей;- развить позитивную школьную мотивацию, научиться вступать в отношения, опосредованные обучением, то есть сформировать позицию школьника во всех смыслах.Занятия проводит опытный учитель-дефектолог. Наиболее«трудным» детям оказывается тьюторская помощь.На этом этапе специалисты стараются максимально включить ребенка вгрупповые процессы, но для наиболее «трудных детей» проводятся индивидуальные занятия-консультации.4 ступень. Инклюзивное сопровождение ребенка с РАС.Дети с РАС раннего возраста и более поведенчески сохранныедетистаршего возраста посещают группы детей, занимающихся в отделе практической помощи и не имеющими статуса детей с ОВЗ.Что это дает? Во-первых, дети учатся общаться с другими детьми, которых мы называем нормотипичными; норматипичные дети учатся быть толерантными, воспринимать детей с РАС как обыкновенных, таких же, как они сами. Это и воспитание родителей.На этапе подготовки к школе в работу включается специалист, который проводит консультации родителейпоповодувозможностейдальнейшего образованияребенка, осуществляет связьсвыбраннымиродителямиОУ, готовит общие рекомендации для родителей и будущих педагогов по вопросам приемоввоздействиянаребенкаи наиболее эффективныхприемовего обучения.5 ступень. Включение семьи ребенка с РАС в общую социальную жизнь центра .В центре создана система социально-педагогической работы с семьей:- групповые консультации и занятия для родителей;- лекции для родителей по тем или иным вопросам развития и воспитания детей.
