Публикации
Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процесса
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процесса
Автор: Алимова Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процесса
Автор: Алимова Елена Викторовна
Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процессаФункциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. Сам термин «функциональная грамотность» возник более полувека назад: в 1957 году речь шла о базовых навыках чтения, счета и письма, которые позволяли человеку решать простейшие задачи, связанные с функционированием в социуме. Сегодня же мы говорим о способности человека использовать знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Как показывают исследования, большинство школьников возводят искусственные границы между предметами: к примеру, думают, что формулы изучают только на математике, слова – на уроках русского языка и литературы, а строение клетки – исключительно на биологии. Поэтому им очень сложно совместить знания, полученные на уроках математики, русского языка и литературы, предметов естественно-научного цикла, в единую систему. Как из абстрактных правил сформировать практические навыки, которые помогут решать широкий спектр задач и самостоятельно принимать решения? Зачем нужно разрабатывать навыки функциональной грамотности? Функциональная грамотность на урокеНадо сделать познавательную деятельность осмысленной и интересной, педагогам предстоит по-новому формулировать учебные задачи, подбирать под них адекватные материалы, стимулировать самостоятельную работу ребят с разными ресурсами. Для учителя это перестройка не столько урока, сколько представления понятия «научить». Активное вовлечение в учебный процесс электронных и библиотечных ресурсов, городских объектов – это выход за пределы классной комнаты и стен школы. Это смелость отказаться от «выдачи» готового знания в пользу самостоятельного поиска нового самим учеником». Практико-ориентированность Задания на уроке важно «оформлять» в жизненные ситуации, тем более что отдельного предмета «функциональная грамотность» в школе нет. Некоторые выводят такие задания в отдельный курс или факультатив, но в основном знания нарабатываются во время уроков математики, обществознания, русского языка, географии. Любой предмет – это поле для развития навыков и умений, а принцип метапредметности – одно из требований ФГОС.Пример заданий на функциональную грамотность, которое можно использовать на уроке обществознания: «Марина решила купить миксер и заказала его в интернет-магазине. Но доставка опоздала на несколько дней. Что делать?»Ученики, решая задание, обращаются к инфографике Роспотребнадзора и разбирают законы, чтобы найти оптимальное решение. Такое задание включает и читательскую грамотность (умение разбираться в инфографике, читать законы), и естественно-научную.Другой пример: «Вам нужно взять кредит на покупку стиральной машины. В таблице предложения от трех банков. Какой кредит выгоднее?» Это задание объединяет читательскую грамотность (таблицы) с финансовой (считаем выгоду) и математической (используем навыки счета, проценты), и его можно встретить на уроках алгебры и обществознания.Соответствие возрасту Предлагая школьникам задачи, связанные с функциональной грамотностью, нужно ориентироваться на возраст учащихся. Так, второклассники не поймут задачу с инфографикой Роспотребнадзора, но при этом они с удовольствием высчитают, к примеру, сколько денег можно потратить на молоко, чтобы осталось на шоколадку. Создание проблемных уроков Учитель идет не от задания к заданию по плану учебника, а решает с учениками конкретную задачу. «Ученик может не понимать, зачем ему учить формулы и когда пригодится диагональ прямоугольника. А так наглядно показываем, как в жизни использовать знания. Любимое занятие старшеклассников – рассчитывать расход бензина», – прокомментировала она. Разнообразие Важно менять и задания, и формат урока. В современных школах на смену лекционным урокам приходят занятия в игровой форме, работа в парах, группах, индивидуально.
