Публикации
Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Автор: Стебунова Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Автор: Стебунова Ольга Владимировна
Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольниковЦель: актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить профессиональную компетентность родителей по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников; углубить теоретические и методические знания родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников; обобщить знания родителей об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания; вызвать интерес родителей к данной теме. Форма: деловая игра.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»Ребёнок -дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром. Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »А что по вашему мнению означает слово патриотизм?... Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное. Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:- создание развивающей среды;- тематические занятия;- взаимодействие с родителями;- взаимодействие с социумом (экскурсии).Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Ход игры.Станция № 1. Эрудиты1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .3. Что означают цвета Российского флага? БЕЛЫЙСправедливость, Мир, благородство, чистотуСИНИЙ Отвагу, Трудолюбие, вера и верностьКРАСНЫЙ Сила, кровь, пролитая за Отечество4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.-единство;-верность;-силу;-власть. 5. Официальная эмблема государства. (Герб.) 6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.) 7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? -Областным законодательством;-Федеральным конституционным законом;-Местным законодательством.8. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург) .9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.) 10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.) .Достаточно год. 11. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.) 12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.) Станция № 2. ЭкологическаяС чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.1. Какое дерево называют русской красавицей? БЕРЁЗА2. Какая птица является санитаром леса? ДЯТЕЛ 3. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? ПОДОРОЖНИК 4. Самая болтливая птица? СОРОКА 5. Дерево, которое кормит птиц зимой? РЯБИНА 6. Какие грибы растут на пнях? ОПЯТА Станция № 3. Знатоки русской народной культуры1.Перечислите русские народные песни. (СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ! ОЙ, ТО НЕ ВЕЧЕР! ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА). Перечисляют по очереди.2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима») 3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам:«Колобок», «Жихарка», «Заюшкинаизбушка», »Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль») Станция № 4. «Правовая академия1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка). В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет) .2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей). С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет) .3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке) .Станция № 5. «Декоративно – прикладное искусство» : Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготовляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду. Вы теперь будете народные умельцы! У вас волшебные картинки, которые нужно собрать, и назвать какими видами промыслов вы занимались»(Дымковская, хохлома)Итог игры Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
