Публикации Проект по познавательному развитию для детей старшей группы “Путешествие в страну Финансов”

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по познавательному развитию для детей старшей группы “Путешествие в страну Финансов”
Автор: Евдокимова Светлана Григорьевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 143» г. Хабаровска «Путешествие в денежную страну»Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаГородской конкурс «Бережливый Дальний Восток»Номинация «Лучший проект по оптимизации в сфере экономики и финансов»Хабаровск, 2025 годМаму дружно в магазин провожает сын.Три копейки ей дает:— Вот! Купи мне самолет!А еще – Ружье, лопатку,Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетрадки, краски,Маски, сказки и салазки!..Постарайся не забыть!А на сдачу можно дажеИ свистульку мне купить!(Ш. Галиев)Обоснование необходимости проекта:В настоящее время каждый педагог сталкивается с вызовами в своей работе, этому способствуют и высокая заинтересованность государства в вопросах образования, новые тренды и методики дошкольного воспитания, отклик на стремительное развитие мира и устаревание информации, смена курса на приобретение детьми практических навыков по получению и использованию информации, а не на фундаментальные принципы формирования навыков.Вот и в моей работе появился новый вызов – финансовая грамотность и дошкольники. Изучая данную тему, я поняла, что нельзя не согласиться с тем, что тема приобрела огромную актуальность в настоящее время. Финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек ежедневно на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления расходов. Финансовая грамотность представляет собой важнейшую компетенцию, которая важна для каждого современного человека. В подтверждение вышесказанному - это первый стратегический документ государственного масштаба - Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, вышедшая 25 сентября 2017 года, документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан, где определено, что одной из целевых групп является «группа населения, составляющего потенциал будущего развития России» - дети.Обращаясь к Федеральному Стандарту ДО можно отметить, что главной целью и результатом образования является развитие личности. И формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, позволяет форсировать развитие деловых качеств, сформировать основы правильного понимания экономических представлений доступных ребенку дошкольного возраста. В своей практике столкнулась с тем, что в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Хотя, исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.Таким образом, данная тема носит не только познавательный характер, но и имеет социальную значимость.Вызов принят - закипела работа! Для родителей я разработала небольшую анкету (приложение 1), хотелось понять насколько тема откликается семьям моих ребят. Варианты были разные: от резко отрицательных («зачем это детям?», «не нужно забивать голову ребенку!», «вырастет и разберется!», «у нас нет проблем с деньгами») до положительных («что-то интересное», «очень полезно, даже самим уже пора поучиться», «будем рады, если в саду об этом расскажут»).Провела беседу с детьми о деньгах, очень интересная картина сложилась в итоге: дети имели искаженные представления о количестве денег – монеты казались им более дорогими, чем банкноты, и от их количества зависело восприятие суммы: «у меня много копеек – я богатый» (72% детей), многие дети оказались незнакомы с названием денег: не монеты, а «копейки» (54%), не купюра, а «денюжка» (84%), их номиналом и ценностью, такое понятие как «рубль» не относилось к категории национальных, российских денег, а из иностранных денежных единиц были известны «доллары», в рамках теле- и мультипликационной культуры, бытовых шуток в семьях с преобладающим отрицательным значением. Еще на что можно было обратить внимание – это высокий интерес к деньгам со стороны детей, было очевидно желание каждого ребенка обладать деньгами, поскольку за «денюжку» можно было приобрести желаемое в магазине, при этом представления об источниках появления денег, периодичности появления и других способы расходования у большинства детей были смазаны. Таким образом, на чаше весов оказались требования современной образовательной системы, интерес детей и моя готовность к этому вызову (приложение 2).Конечно самое сложное в данной теме обеспечить доступность предлагаемых знаний, речь не идет о сложных экономических понятиях, дошкольный возраст предполагает формирование предпосылок к пониманию темы финансов, доступные формы работы, интерес детей, обращение к их личному опыту. Таким образом, предполагается, что выбор определённых форм и методов взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста позволит сформировать предпосылки финансовой грамотности. Формой взаимодействия с детьми была выбрана проектная деятельность, которая позволила объединить различные виды совместной деятельности с учетом возможностей и интересов детей. Тему проекта определил интерес детей – деньги, их происхождение, способы использования, источники дохода – «Путешествие в денежную страну».Символ проекта:Символом проекта стал Гном-эконом, персонаж сказочный, имеет волшебные свойства, может путешествовать по сказочным странам, придумывает интересные задания, есть опыт и мудрость, гномы часто в сказках хранят сокровища и отличаются бережливостью, способны много трудиться, их сокровища добыты честным трудом.Таблица 1. Паспорт проекта «Путешествие в денежную страну»Таблица 2. Описание проекта «Путешествие в денежную страну»Описание путей и методов достижения поставленных целей, механизм реализации проекта. Виды деятельности в рамках проекта.Совместная деятельность детей и взрослого: специально организованные занятия, игровые образовательные ситуации, совместная деятельность детей и родителей по рекомендации педагога.Самостоятельная деятельность детей: организованные условия, атрибуты, материалы, организация стимулирующей ППРС для мотивации к игровой деятельности по теме у детей.Занятия проводятся ежедневно, бесплатно, носят характер погружения в тему, игровой характер; как правило, во второй половине дня, фронтально, в малых подгруппах. Основные методы и приемы работы: Практический: игры с экономическим содержанием, дидактические игры, социально-значимые игры, сюжетные игры, игровой персонаж, продуктивные формы работы и др.Наглядный: мультимедийные презентации, энциклопедии и иллюстрации к детским произведениям, интерактивные игры и др.Словесный: беседы, поговорки, пословицы, сказки с экономическим содержанием, Вариативные формы, способы методы и средства реализаци проекта (приложение 3).Способы определения эффективности проекта.С целью определения эффективности проекта мною были отобраны несколько показателей в рамках заявленной темы (на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»), часть заданий выполнялись группой детей, часть индивидуально, детям предлагались иллюстрации к каждому заданию, четкая инструкция по выполнению:
  • задание «Денежные купюры» (Рассмотрите, что изображено на каждой денежной купюре. Обведите простым карандашом только российские купюры)
  • задание «Доходы и расходы семьи» (посчитайте количество членов в каждой семье. Определите, в какой семье будут самые большие расходы)
  • задание «Решение простых арифметических задач» (Марина постоянно откладывает часть своих карманных денег. Сегодня она пошла в магазин, чтобы посмотреть на какой товар у нее хватает средств. Выбери, какой самый дорогой товар девочка может себе купить в магазине)
  • задание «Четвертый лишний» (используются иллюстрации экономического содержания – изображения денег, предметов труда, статей расходов)
  • индивидуальные беседы с опорой на иллюстрации и без «Что такое деньги?», «Поход в магазин», «Семейный бюджет».
  • Основную трудность у детей вызывали задания с экономическим содержанием, которые как правило не совпадали с личным опытом, либо не встречались ранее, не были похожи на уже решаемые. В результате диагностики увидела положительную динамику в освоении темы (приложение 4).План реализации проекта Таблица 3. Реализация практического этапа проекта(приложение 5)Таблица 4. Итоги проектной деятельностиПерспективы проекта.Данный проект стал основой для изучения и других тем в рамках формирования финансовой грамотности дошкольников, поэтому в будущем планирую реализовать еще несколько краткосрочных проектов по темам «Профессии», «Потребности», «Ресурсы», разработать систему по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Список используемых источников:
  • Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№ 9. -С. 3-6.
  • Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
  • Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. -106 с.
  • Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013. -26 с.
  • Программа экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»
  • Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»
  • -