Публикации
Методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ
Автор: Пьяных Мария Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ
Автор: Пьяных Мария Сергеевна
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. В общеобразовательных школах наряду со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, ТНР, ДЦП, нарушением слуха).Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а также использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.Общие принципы и правила коррекционной работы· Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);· Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);· К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;· Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;· Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);· Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;· Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, и на различных этапах урока. Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д. Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Для того чтобы уловить каждый важный для ребенка момент можно использовать сигнальные карточки. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам. Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.На уроках часто использую готовые, известные способы запоминания (например, запоминание цветов радуги по первым буквам выражения «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»; запоминание орфографии словарных слов с помощью фразы «Костя носит костюм, а папа - пальто» и т п.) Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации Каждый ребёнок - особенный, Все дети - равные. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. С каждым годом таких детей становится всё больше в образовательных учреждениях. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации Каждый ребёнок - особенный, Все дети - равные. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. С каждым годом таких детей становится всё больше в образовательных учреждениях. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром. Таким детям требуется больше внимания, понимания, терпения и, конечно же, индивидуальный подход. Выработано несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ. Во-первых, необходимо составлять план занятий, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Во-вторых, проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе. В-третьих, внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений. Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий. [1] При работе со слабослышащими детьми учителю необходимо следить за успеваемостью: после каждой части нового учебного материала; проверять понял ли его ребенок; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делать замечание; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Далее приведен опыт работы со слабослышащим ребенком учителя начальных классов Серовой Юлии Сергеевны (МБОУ Школа №3 г. Гуково) «Вот уже третий год в моём классе обучается ребёнок с ОВЗ (вариант 2.1 слабослышащий). В классном коллективе ребёнок чувствует себя комфортно, имеет друзей, помощников среди своих сверстников. В связи с заболеванием мальчик имеет специальное оборудование (слуховой аппарат). Обучается по адаптированной программе, составленной на основе УМК «Школа России». При составлении адаптированной рабочей программы в соответствии с ФГОС начального общего образования учтены специфические образовательные потребности обучающегося с ОВЗ. Обучение построено на индивидуально-дифференцированном подходе, обеспечивающим коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане. Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке (таблицы, памятки, карточки и т.д.) Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения. Учитывая особенности этого ребёнка, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность и способствуют развитию речевых умений и навыков. При работе с ребёнком учитываю основные направления коррекционной работы: - развитие абстрактных понятий; - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие речи и обогащение словаря; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках -анализ учебных действий. Используя коррекционные подходы в работе в течении первого года обучения ребёнок приобрёл навыки использования специальных индикаторов в учебной деятельности. Он умеет формировать просьбу о помощи. Даёт понять, когда он не услышал, адекватно оценивает свои силы, понимает, что можно и нельзя. В ходе учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности использую такие же технические средства обучения, как и для всех остальных детей (магнитная доска, экран, проектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер). Специальных учебников у ребёнка нет, так как в этом нет необходимости. Большую часть урока нахожусь, как можно ближе к этому ребёнку. Особенно при объяснении нового материала. Урок выстраивается с учётом особенности заболевания этого ученика. Работая с ним третий год, учитываю психологические особенности и возможности. На уроке учебный материал даю небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. На уроках литературного чтения в качестве разминки проговариваем скороговорки, чистоговорки, что рекомендую делать и дома. Методические приёмы: материал урока выстроен таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое); соблюдение в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности; урок запланирован так, чтобы учащемуся были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника; оказание слабослышащему учащемуся помощи в заданиях, вызвавших особые трудности; использование дополнительных наводящих вопросов, особое значение придается практической направленности изучаемого материала, опираясь на жизненный опыт ребёнка; при выполнении самостоятельных заданий - направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради); особое внимание уделяется самопроверке: оценить свою работу, объяснить, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляется по алгоритму; обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; применение проблемно-поисковые методы обучения; дифференцирование заданий с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы; при выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы использование рабочих тетрадей и учебника; учёт рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключение ученика с одной деятельности на другую. Для этого ребёнка очень важен тактильный контакт, смена темпа и интонации голоса. Индивидуальную работу в течении 4-6 минут провожу на каждом уроке. У ребёнка очень хорошо развита кратковременная зрительная память, всё, что он видит в течении 30 сек.-1 мин., может воспроизвести при помощи письменной речи или рисунка. Такому ученику легче ответить на вопрос письменно, чем устно. Поэтому речевой материал дается этому ребёнку на слухо-зрительной основе: новые слова и фразы пишутся на табличках черным печатным шрифтом. Систематическое использование специальных приемов и методов в обучении слабослышащего ребёнка помогает мне создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов. В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка. Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность». Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром. Таким детям требуется больше внимания, понимания, терпения и, конечно же, индивидуальный подход. Выработано несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ. Во-первых, необходимо составлять план занятий, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Во-вторых, проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе. В-третьих, внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений. Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий. При работе со слабослышащими детьми учителю необходимо следить за успеваемостью: после каждой части нового учебного материала; проверять понял ли его ребенок; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делать замечание; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
