Публикации Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы.
Автор: Жанна Юрьевна Куантова

Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы. Новелла является жанром , привлекающим внимание учеников своей краткостью, быстрой сменой сюжетной линии и неожиданной концовкой. В этой статье мы рассматриваем особенности работы с жанром новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы: специфика восприятия жанра школьниками, методы анализа текста, подходы к организации самостоятельной деятельности учеников и формирование читательской компетенции через работу с новеллой. Одним из самых популярных жанров в современной адыгской литературе является новелла. Она занимает особое местo в литературном мире малых жанров своим небольшим объемом , насыщенностью поступками героев и эмоциональной глубиной. Именно эти признаки новеллы привлекают учащихся : стремительное погружение в сюжет, возможность быстрого понимания характеров героев и отслеживание развития конфликтов. Сюжет показывает все богатства жизни, каждое ее проявление. Он должен быть глубоким и понятным. Как отмечал Аристотель "...что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходилось в движение целое". Но в то же время, несмотря на кажущийся интерес учащихся , изучение новеллы требует от учителя использования разных методических подходов и заставляющих анализировать приемов, которые помогут не только раскрыть суть содержания текста, но и сформировать у школьников полноценное понимание особенностей этого жанра прозы. Специфика восприятия новеллы учащимися Встреча с термином "новелла" у учеников кабардино-черкесской литературы происходит в среднем звене, и продолжается в старших классах. Школьники средних и старших классов, в силу своих физиологических особенностей, охотно воспринимают яркие образы и острые конфликты, что делает новеллу отличным инструментом для пробуждения интереса к литературе. Благодаря краткости изложения произведения школьники легко следят за сюжетом, быстро вовлекаются в происходящее и сопереживают героям. Однако именно эта простота может привести поверхностному пониманию текста, когда учащиеся ограничиваются лишь сюжетом, упуская важные аспекты, подтексты и авторские идеи.Поэтому главная и основная задача педагога заключается в том, чтобы направить восприятие школьников в" правильное русло", научить их внимательно читать текст,находить и анализировать художественные средства , понимать скрытые смыслы .Методы анализа новеллы на уроках кабардино-черкесской литературыРабота с новеллой предполагает использование разнообразных методов анализа, направленных на раскрытие содержания произведения и развитие критического мышления учащихся.1.Метод проблемного вопроса.2. Метод сравнительного анализа.3. Метод чтения вслух.4. Метод "композиционного разбора".5. Метод "анализа художественных средств".Метод проблемного вопроса:Используя проблемные вопросы можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, заставляя их задуматься над основными моментами произведения. Приведем один такой пример, после прочтения новеллы Мыжеева Михаила "Пщэху" в седьмом классе, учитель может поставить такие вопросы:
  • Почему собака решается убить своего любимого хозяина?
  • Каким образом автор раскрывает тему преданности, человечности, адыгства?
  • Какие чувства испытывает герой во время совершения побега?
  • Такая постановка вопросов стимулирует обсуждение, развивает аналитические способности и способствует формированию личностного отношения к произведению.Метод сравнительного анализа: Сравнительный анализ позволяет выявить общие черты и различия между новеллами разных авторов на одну и ту же тему. Это помогает учащимся глубже понять авторскую позицию, своеобразие художественного стиля и особенности раскрытия темы. Для примера, можно дать сравнить ученикам старших классов новеллы Заура Налоева "Одинокий журавль" и Бориса Утижева "Наказание души". Это позволит ученикам увидеть, как разные авторы используют схожие темы (например, тема одиночества), но каждый писатель решают их по-разному, обращая внимание на стиль написания, композицию и художественные приёмы.Метод чтения вслухЧтение вслух отрывков из новелл эффективный метод развития выразительности речи, учит детей чувствовать ритм и мелодичность художественного слова, прививает любовь к родному языку. Чтение отрывков из новеллы Заура Налоева "Одинокий журавль" позволяет почувствовать атмосферу в какой жили люди тех лет, знакомит с кабардинским фольклором , способствует проникнуться настроением персонажей и лучше понять основные идеи автора.Метод "композиционного разбора": На первых порах этот метод позволяет закрепить знания, полученные при изучении термина "композиция". Он подразумевает анализ структуры новеллы: завязки, развития действия, кульминации и развязки. Нужно обратить внимание на неожиданную концовку, которая является одной из ключевых особенностей этого жанра. Ученики могут анализировать, каким образом писатель смог подвести читателя к такому непредсказуемому финалу, какие детали и намеки используются для создания эффекта неожиданности.Метод "анализа художественных средств": Работа с новеллой включает анализ использования автором различных художественных средств: метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, гипербол и т.д. Для примера , можно обратить внимания на место пейзажа в новелле "Пщэху" и т.д. Ученики должны научиться понимать, что средства помогают раскрыть характеры героев, создают атмосферу и передают их эмоциональное состояние.Подходы к организации самостоятельной деятельности учеников:Для развития читательской компетенции и углубления понимания жанра новеллы важно стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Это может быть реализовано через творческие задания:
  •  написание собственных новелл;
  • пересказ новеллы в другом жанре;
  • создание иллюстраций к произведениям;
  • инсценировка некоторых эпизодов произведения.
  • Из опыта можно отметить ,что такие задания помогают более глубокому пониманию произведения , развивают коммуникативные навыки и воображение. Проектная деятельность Самая актуальная и популярная - это проектная форма работы , которая направляет учащихся самостоятельно изучать разные стороны изучаемого жанра. Пример, проект « Развития жанра новеллы в кабардино-черкесской литературе». Он включает исследование происхождения жанра , его историю . Такие проекты помогают формировать исследовательскую функцию, умению поиска и анализа полученных данных, делать первые шаги в ораторском искусстве .Формирование читательской компетенции через работус новеллой на уроках кабардино-черкесской литературыИзучение такого жанра как новелла способствует формированию читательской компетенции учащихся, которая включающей умение понимать и по своему передавать художественный текст, осознавать культурный контекст произведения и вырабатывать собственную позицию относительно прочитанного.Чтобы достичь такой цели я использую комплексный подход, включающий:1.Формирование навыков внимательного чтения. Умение выделять ключевые эпизоды, обращать внимание на детали и художественные приемы.2. Развитие критического мышления. . Способность оценивать поступки героев, анализировать мотивы поведения персонажей, делать выводы на основе фактов и аргументов.3. Понимание культурного контекста.  Осознание исторического фона, традиций и ценностей эпохи, отраженных в произведениях.4. Развитие умения формулировать собственное мнение о прочитанном, аргументировать его и вести диалог с одноклассниками. Важно помнить, что обучение новеллы на уроках кабардино-черкесской литературы одним из этапов формирования читательских компетенций и развития критического мышления учащихся. Научившись внимательно читать, анализировать и передавать тексты, ученики усваивают навыки необходимые для полноценного освоения литературного наследия своего народа и дальнейшего самообразования. Нужно не забывать , что успех уроков зависит от многих факторов, начиная от выбора хорошего учебного материала, до грамотного подхода учителя , способного заинтересовать учащихся, стимулировать их самостоятельную работу и направлять процесс познания Использованная литература:1. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. Кабардино-черкесская литература: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издатель-ство «Эльбрус»,2025 г.2. Балова Л.Ф. Кабардинская литература.11 класс.3. Беленький Г.И. Литература в школе: проблемы и решения. М.: Просвещение, 2015.4. Белянин В.П., Бутенко И.А.Психология чтения художественной литературы. М.: Академия, 2018.5. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и искусство слова. СПб.: Искусство-СПб, 2002.6. Егорова Н.Н.Формирование читательской компетентности младших подростков средствами художественной литературы // Начальная школа плюс до и после. № 5, 2019.7. Исаева Н.А.Проблемы и перспективы формирования читательской компетенции старшеклассников // Педагогическое образование и наука. № 4, 2020.8. Ковалёва Н.В. Использование метода проектов при изучении новеллы на уроках литературы // Вестник образования. № 3, 2018.9. Федорова Т.Л. Работа с текстом новеллы на уроках литературы: методика и практика // Преподавание литературы в школе. № 6, 2017.10. Официальный сайт Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 2023).12. Портал «Просвещение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 2023).
    -