Публикации
Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы.
Автор: Жанна Юрьевна Куантова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы.
Автор: Жанна Юрьевна Куантова
Некоторые аспекты обучения новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы. Новелла является жанром , привлекающим внимание учеников своей краткостью, быстрой сменой сюжетной линии и неожиданной концовкой. В этой статье мы рассматриваем особенности работы с жанром новеллы на уроках кабардино - черкесской литературы: специфика восприятия жанра школьниками, методы анализа текста, подходы к организации самостоятельной деятельности учеников и формирование читательской компетенции через работу с новеллой. Одним из самых популярных жанров в современной адыгской литературе является новелла. Она занимает особое местo в литературном мире малых жанров своим небольшим объемом , насыщенностью поступками героев и эмоциональной глубиной. Именно эти признаки новеллы привлекают учащихся : стремительное погружение в сюжет, возможность быстрого понимания характеров героев и отслеживание развития конфликтов. Сюжет показывает все богатства жизни, каждое ее проявление. Он должен быть глубоким и понятным. Как отмечал Аристотель "...что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходилось в движение целое". Но в то же время, несмотря на кажущийся интерес учащихся , изучение новеллы требует от учителя использования разных методических подходов и заставляющих анализировать приемов, которые помогут не только раскрыть суть содержания текста, но и сформировать у школьников полноценное понимание особенностей этого жанра прозы. Специфика восприятия новеллы учащимися Встреча с термином "новелла" у учеников кабардино-черкесской литературы происходит в среднем звене, и продолжается в старших классах. Школьники средних и старших классов, в силу своих физиологических особенностей, охотно воспринимают яркие образы и острые конфликты, что делает новеллу отличным инструментом для пробуждения интереса к литературе. Благодаря краткости изложения произведения школьники легко следят за сюжетом, быстро вовлекаются в происходящее и сопереживают героям. Однако именно эта простота может привести поверхностному пониманию текста, когда учащиеся ограничиваются лишь сюжетом, упуская важные аспекты, подтексты и авторские идеи.Поэтому главная и основная задача педагога заключается в том, чтобы направить восприятие школьников в" правильное русло", научить их внимательно читать текст,находить и анализировать художественные средства , понимать скрытые смыслы .Методы анализа новеллы на уроках кабардино-черкесской литературыРабота с новеллой предполагает использование разнообразных методов анализа, направленных на раскрытие содержания произведения и развитие критического мышления учащихся.1.Метод проблемного вопроса.2. Метод сравнительного анализа.3. Метод чтения вслух.4. Метод "композиционного разбора".5. Метод "анализа художественных средств".Метод проблемного вопроса:Используя проблемные вопросы можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, заставляя их задуматься над основными моментами произведения. Приведем один такой пример, после прочтения новеллы Мыжеева Михаила "Пщэху" в седьмом классе, учитель может поставить такие вопросы:Почему собака решается убить своего любимого хозяина? Каким образом автор раскрывает тему преданности, человечности, адыгства? Какие чувства испытывает герой во время совершения побега? Такая постановка вопросов стимулирует обсуждение, развивает аналитические способности и способствует формированию личностного отношения к произведению.Метод сравнительного анализа: Сравнительный анализ позволяет выявить общие черты и различия между новеллами разных авторов на одну и ту же тему. Это помогает учащимся глубже понять авторскую позицию, своеобразие художественного стиля и особенности раскрытия темы. Для примера, можно дать сравнить ученикам старших классов новеллы Заура Налоева "Одинокий журавль" и Бориса Утижева "Наказание души". Это позволит ученикам увидеть, как разные авторы используют схожие темы (например, тема одиночества), но каждый писатель решают их по-разному, обращая внимание на стиль написания, композицию и художественные приёмы.Метод чтения вслухЧтение вслух отрывков из новелл эффективный метод развития выразительности речи, учит детей чувствовать ритм и мелодичность художественного слова, прививает любовь к родному языку. Чтение отрывков из новеллы Заура Налоева "Одинокий журавль" позволяет почувствовать атмосферу в какой жили люди тех лет, знакомит с кабардинским фольклором , способствует проникнуться настроением персонажей и лучше понять основные идеи автора.Метод "композиционного разбора": На первых порах этот метод позволяет закрепить знания, полученные при изучении термина "композиция". Он подразумевает анализ структуры новеллы: завязки, развития действия, кульминации и развязки. Нужно обратить внимание на неожиданную концовку, которая является одной из ключевых особенностей этого жанра. Ученики могут анализировать, каким образом писатель смог подвести читателя к такому непредсказуемому финалу, какие детали и намеки используются для создания эффекта неожиданности.Метод "анализа художественных средств": Работа с новеллой включает анализ использования автором различных художественных средств: метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, гипербол и т.д. Для примера , можно обратить внимания на место пейзажа в новелле "Пщэху" и т.д. Ученики должны научиться понимать, что средства помогают раскрыть характеры героев, создают атмосферу и передают их эмоциональное состояние.Подходы к организации самостоятельной деятельности учеников:Для развития читательской компетенции и углубления понимания жанра новеллы важно стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Это может быть реализовано через творческие задания: написание собственных новелл; пересказ новеллы в другом жанре; создание иллюстраций к произведениям; инсценировка некоторых эпизодов произведения. Из опыта можно отметить ,что такие задания помогают более глубокому пониманию произведения , развивают коммуникативные навыки и воображение. Проектная деятельность Самая актуальная и популярная - это проектная форма работы , которая направляет учащихся самостоятельно изучать разные стороны изучаемого жанра. Пример, проект « Развития жанра новеллы в кабардино-черкесской литературе». Он включает исследование происхождения жанра , его историю . Такие проекты помогают формировать исследовательскую функцию, умению поиска и анализа полученных данных, делать первые шаги в ораторском искусстве .Формирование читательской компетенции через работус новеллой на уроках кабардино-черкесской литературыИзучение такого жанра как новелла способствует формированию читательской компетенции учащихся, которая включающей умение понимать и по своему передавать художественный текст, осознавать культурный контекст произведения и вырабатывать собственную позицию относительно прочитанного.Чтобы достичь такой цели я использую комплексный подход, включающий:1.Формирование навыков внимательного чтения. Умение выделять ключевые эпизоды, обращать внимание на детали и художественные приемы.2. Развитие критического мышления. . Способность оценивать поступки героев, анализировать мотивы поведения персонажей, делать выводы на основе фактов и аргументов.3. Понимание культурного контекста. Осознание исторического фона, традиций и ценностей эпохи, отраженных в произведениях.4. Развитие умения формулировать собственное мнение о прочитанном, аргументировать его и вести диалог с одноклассниками. Важно помнить, что обучение новеллы на уроках кабардино-черкесской литературы одним из этапов формирования читательских компетенций и развития критического мышления учащихся. Научившись внимательно читать, анализировать и передавать тексты, ученики усваивают навыки необходимые для полноценного освоения литературного наследия своего народа и дальнейшего самообразования. Нужно не забывать , что успех уроков зависит от многих факторов, начиная от выбора хорошего учебного материала, до грамотного подхода учителя , способного заинтересовать учащихся, стимулировать их самостоятельную работу и направлять процесс познания Использованная литература:1. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. Кабардино-черкесская литература: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издатель-ство «Эльбрус»,2025 г.2. Балова Л.Ф. Кабардинская литература.11 класс.3. Беленький Г.И. Литература в школе: проблемы и решения. М.: Просвещение, 2015.4. Белянин В.П., Бутенко И.А.Психология чтения художественной литературы. М.: Академия, 2018.5. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и искусство слова. СПб.: Искусство-СПб, 2002.6. Егорова Н.Н.Формирование читательской компетентности младших подростков средствами художественной литературы // Начальная школа плюс до и после. № 5, 2019.7. Исаева Н.А.Проблемы и перспективы формирования читательской компетенции старшеклассников // Педагогическое образование и наука. № 4, 2020.8. Ковалёва Н.В. Использование метода проектов при изучении новеллы на уроках литературы // Вестник образования. № 3, 2018.9. Федорова Т.Л. Работа с текстом новеллы на уроках литературы: методика и практика // Преподавание литературы в школе. № 6, 2017.10. Официальный сайт Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 2023).12. Портал «Просвещение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 2023).
