Публикации
Федеральный государственный стандарт
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Федеральный государственный стандарт
Автор: Хусаинова Валерия Ниловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Федеральный государственный стандарт
Автор: Хусаинова Валерия Ниловна
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Это совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования (Программы), её объёму, условиям реализации и результатам освоения.Цели ФГОС ДО:Повышение социального статуса дошкольного образования; Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Задачи ФГОС ДО:Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и других особенностей; Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. С чем связано введение ФГОС ДО?Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.Для кого написан ФГОС, с какой целью?ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, их родителей (законных представителей)и направлен на достижение следующих целей: • Повышение социального статуса дошкольного образования; • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям дошкольного образования, их реализации образовательных программ.Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?Стандарт выдвигает три группы требований:1.Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствие установленным требованиям образовательной деятельности подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных обучающихся.Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской соответствуют определенные формы работы с деятельности детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий; уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; обладание чувством собственного достоинства; взаимодействие со сверстниками и взрослыми; проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества; подчинение разным правилам и социальным нормам; проявление творческих способностей; способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики); способность к волевым усилиям; проявление любознательности; склонность к наблюдению, экспериментированию; способность к принятию собственных решений. Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках : знания, уметь и навыки, a представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.Как изменятся взаимоотношения с родителями?Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего для всего образовательного пространства Российской Федерации, a также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
