Публикации
"Нравственно-эстетическое и экологическое воспитание дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нравственно-эстетическое и экологическое воспитание дошкольников"
Автор: Надырова Альфия Ахметьяновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нравственно-эстетическое и экологическое воспитание дошкольников"
Автор: Надырова Альфия Ахметьяновна
МАСТЕР-КЛАССИ.о. заведующей Надыровой Альфии Ахметьяновны МБДОУ «Детский сад п.Целинный»Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возрастаНам жить в одной семье, нам жить в одном кругу, идти в одном строю, лететь в одном полете... Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.Экологическое воспитание дошкольников играет важную роль в формировании экологической культуры и экологического сознания. Оно должно быть направлено на ознакомление детей с деятельностью человека в природе, его воздействием на окружающую среду, а также на формирование у детей понимания значимости природы как универсальной ценности.Педагоги и психологи подчеркивают, что без эстетически направленного восприятия невозможно полноценное познание природных явлений. Поэтому важно включать детей в разнообразные виды деятельности, связанные с природой, такие как наблюдение, исследование, игровая и художественная деятельность.В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, поэтому важно использовать яркие и образные эмоциональные впечатления, а также первые природоведческие представления для формирования правильного отношения к окружающему миру.Непосредственное восприятие природы воздействует на детей, совершенствуя их эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал важность общения детей с природой и их умения наблюдать за явлениями природы с ранних лет.Проблемы экологического воспитания:Низкий уровень знаний детей о природе и бессистемное, поверхностное отношение к ее объектам, что свидетельствует о недостаточном уровне экологической культуры. Недостаточная готовность семьи к осуществлению экологического воспитания, обусловленная низким уровнем экологического сознания родителей. Недостаток адаптированных пособий для работы по экологическому воспитанию в условиях Сибири. Для решения этих проблем необходимо систематизировать и адаптировать материалы по экологическому воспитанию, разработать мероприятия для привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольными учреждениями.Цели и задачи экологического воспитания:Целью экологического воспитания является сохранение и передача детям ценностей экологической культуры, воспитание чувства любви к природе родного края.Задачи экологического воспитания включают:Содействие накоплению эмоционально-чувственных представлений о природе, ее связи с условиями среды обитания и другими живыми существами. Использование имеющегося у детей опыта для понимания экологического содержания литературных произведений. Формирование представлений о многообразии литературных образов природы. Создание условий для понимания детьми экологического содержания произведений через различные виды деятельности. Формирование умений использовать опыт общения с природой для создания сказок на основе известных сюжетов. Включение детей в процесс обсуждения сказок с экологических позиций. Использование методов экологического воспитания в комплексе, таких как совместная деятельность, наблюдения, моделирование и исследования, позволяет успешно решать задачи экологического воспитания дошкольников.Формы организации работы:Комплексные занятия. Познавательно-исследовательская деятельность. Детско-взрослое проектирование. Игровая деятельность. Самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде. Инсценировка экологических сказок. Подбор сказочных произведений для игр-театрализаций:Учет возрастных особенностей детей. Использование имеющегося у детей опыта взаимодействия с объектами живой природы. Учет индивидуальных предпочтений детей при обсуждении и видоизменении сказок. Ценность сказочных произведений с экологических позиций. Успешное решение задач экологического воспитания:Систематизация сказочных произведений. Взаимосвязь разных видов детской деятельности на одной экологической основе. Игры экологического содержания:Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Игры-превращения. Игры-наблюдения и игры-погружения. Прогулки как средство приобщения к миру природы:Наблюдение за сезонными явлениями. Формирование у детей устойчивого интереса к природе. Работа с родителями:Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала. Пополнение зеленого уголка новыми комнатными растениями. Проведение консультаций и размещение информации в родительском уголке. Результаты работы:Повышение уровня знаний детей о природе. Формирование бережного отношения к природе. Развитие познавательных интересов и эмоциональной сферы детей. Выводы:Процесс формирования экологических знаний должен быть интегрирован с задачами социализации детей. Интеграция задач экологического и социального развития требует интеграции содержания работы. Социальное развитие детей заключается в осознании природы как ценности и необходимости ее сохранения. Социальное развитие проявляется в усвоении правил ухода за растениями и способах кооперации выполнения этой работы. Наиболее успешными формами работы являются интегрированные занятия, наблюдения, экспериментирование и организация коллективного труда в природе. Литература:Байкал в список мирового культурного и природного наследия. Сов. молодежь. - 17 дек. 1988. Байкальскому ЦБК продлили на год разрешение сливать отходы в Байкал. URL: (внешняя ссылка) 107804. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. URL: (внешняя ссылка) IssWWW.exe/Stg/dl/04-03(внешняя ссылка). Htm. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2007 году. Иркутск: Изд-во Бланкиздат, 2008. 360 с. Источники загрязнения озера Байкал. URL: (внешняя ссылка). php?ID=1199. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области / И. Л. Савельева [и др.]. Иркутск: СО РАН, 1998. 238 с. Природные ресурсы и охрана окружающей среды. Экономико-статистический сборник. 2010. Иркутск: Иркутскстат, 2011. 112 с. Синюкович В. Н. Уровненный режим оз. Байкал после зарегулирования. Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона: материалы Междунар. науч. конф. Иркутск, 16-19 сент. 2003 г. Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2003. С. 117-121.
