Публикации Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ
Автор: Загородникова Ирина Анатольевна

МАДОУ детский сад «Светлячок»Творческая презентацияна тему:«Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ»Воспитатель:Загородникова Ирина Анатольевна Тамбов 2025Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, поставила перед собой цель: воспитать в своей группе физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий. Определила следующие задачи:
  • Повышение своего профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий.
  • Создание в группе условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
  • Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
  • Координация деятельности детского сада и семьи в решении проблемы воспитания здоровой личности.
  • Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.
  • Свою работу осуществляю по следующим направлениям:
  • Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей.
  • Рациональная организация двигательной активности детей.
  • Система эффективного закаливания детей с использованием практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей.
  • Обеспечение психологического благополучия.
  • Работа с родителями.
  • Консультативно-информационная работа.
  • В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов составляется и утверждается план закаливающих мероприятий. В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии. Чтобы дать ребенку почувствовать себя социально значимым с первой минуты пребывания в группе я оформила уголок «Я пришел!». Для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка мною создан «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью в группе используем минуты релаксации, психогимнастику по методике М.И.Чистяковой, антистрессовый массаж, коррекционно-развивающие занятия, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, музыкотерапию. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Мощное положительное влияние музыка оказывает как на здоровых, так и больных детей. Мы используем записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием во время утреннего приема детей. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. После дневного сна используем методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, используем тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут. Частичное музыкальное сопровождение используем на занятиях: для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Для профилактики плоскостопия используем ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений плоскостопия, самомассаж стоп. Для профилактики сколиоза использую упражнение «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды осуществляю закаливание воздухом и водой:Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа. Из комплекса игрового массажа А.Уманской К.Динейки берем массаж рук (стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга), массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног(эффективный метод закаливания). Точечный массаж по А.А.Уманской мы используем для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Для активизации детей на занятиях я используеюинтеллектуальный массаж швейцарского детского психолога Фрица Ауглина.Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития используем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.Основной формой валеологического воспитания дошкольников являются различные виды интегрированных занятий, так называемые «уроки здоровья». В первый день учебного года я провела с детьми открытый урок здоровья на тему «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» Для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии, использую методику простейших, зрительно-координационных тренажей, режим динамической позы концепции Базарного В.Ф.. Для профилактики зрительного утомления, усталости глаз используем методику Э.С.Аветисова «Метка на стекле».Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик. Уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, была разработана педагогом вокалистом А.Н.Стрельниковой: восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию легких, положительно влияет на обменные процессы в легочной ткани, повышает общую сопротивляемость организма. Со старшими детьми мы используем пять первых упражнений комплекса. Звуковая гимнастика Лобанова состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку и тем самым способствует профилактике бронхита. Комплекс звукового дыхания М.Л.Лазарева направлен на стимуляцию обменных процессов в легких за счет звуковой вибрации, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаним. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью учета их пожеланий и внесения возможных корректив в работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Составляем план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей группы. В план работы включаем родительские собрания, консультации, практические семинары, открытые занятия по валеологии, совместные развлечения. На информационном стенде для родителей освещаю вопросы оздоровления без лекарств: предлагаю комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения, для развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Совместно с родителями изготовили коврики для закаливания и массажа стоп, приобрели и изготовили пособия для спортивного уголка.С целью повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросах внедрения здороьесберегающих технологий в образовательный процесс делюсь своим опытом работы и результатами работы посредством выступлений на педсоветах, семинарах, проведения консультаций, открытых показах, выступлением на общем родительском собрании. Презентация моего проекта на эту тему была представлена педагогическому совету ДОУ.В 2012 году участвовала с докладом по данному вопросу в заочной районной конференции. Оценку эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляю на основе общепринятых критериев:
  • снижение частоты случаев острой заболеваемости;
  • улучшение физического развития;
  • повышение устойчивости к утомляемости;
  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
  • улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
  • -