Публикации Первые шаги к проектной деятельности: проектные задачи в начальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Первые шаги к проектной деятельности: проектные задачи в начальной школе.
Автор: Миронова Маргарита Александровна

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.Учитель начальных классов Миронова Маргарита АлександровнаВ настоящее время стало очень актуально применение проектной деятельности в начальной школе. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2021 года указывается, что «в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности». Данное положение получило развитие и в Федеральной образовательной программе начального общего образования 2022 года.Много хороших слов сказано о методе проектов как педагогической технологии, включающей в себя множество специфических форм, приёмов и методов, направленных на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников. Это и неудивительно, поскольку проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Учащиеся овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе, и в ситуациях неопределенности. Дети получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), развитию информационной компетентности. Групповые формы проектной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению сверстников и взрослых, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в широком спектре. Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные компетенции. И вся работа над проектом формирует регулятивные умения.Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога. Поэтому я посчитала, что очень важно уделить время изучению этого метода, разобраться во всех его тонкостях, особенностях.Следует знать, что использование метода проектов в начальной школе имеет свою специфику. Ввиду возрастных особенностей в полном объеме и самостоятельно осуществить проектную работу младший школьник не в состоянии. Как отмечает в своей статье Алексей Воронцов, «С нашей точки зрения, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно». (1)Проектная деятельность как специфическая «пошаговая» деятельность от замысла до создания проектного продукта становится ведущей только в старшем подростковом возрасте (15–17 лет). Поэтому в начальной школе на уроках актуально применение проектной задачи.Ряд исследователей (К.Н. Поливанова, А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, И.А. Чумакова и др.), предлагают организовать проектную деятельность путем поэтапного перехода от постановки проектных задач на уроке к выполнению полноценного учебного проекта.Проектные задачи в начальном общем образовании являются прообразом проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют специфические цели, способы, место применения. Их использование следует рассматривать как базовую технологию формирования универсальных учебных действий у младших школьников и условие достижения нового образовательного результата — функциональной грамотности. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основные способы проектирования, что в дальнейшем, в подростковом возрасте, поможет ему хорошо освоить и саму учебно-проектную деятельность в целом. По мнению А. Б. Воронцова, под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»)…»Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Ключевым моментом является то, что проектная задача включает в себя ряд заданий. Отбор этих заданий не случаен, но определяется содержанием последовательных действий (шагов), которые должны привести к конкретному результату. Учитель предлагает обучающимся задания, логически связанные и взаимно дополняющие друг друга, — по своей сути план последовательности действий, выполнив которые они получат необходимую информацию, овладеют необходимыми способами действия, создадут проектный «продукт», уникальный для детского опыта. Другими словами, достигается педагогический эффект — обучение способу проектирования через специально разработанные задания.Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах.При постановке проектной задачи ставятся общие дидактические цели: - создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы; - отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации; - развивать рефлексивные и творческие способности учащихся. Выполняя проектную задачу, младшие школьники совместно с учителем осуществляют действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, коррекции, саморегуляции. Обучая младшего школьника выполнять проектную задачу, учитель создает предпосылки для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий.Кроме того, педагогический ресурс проектной задачи в образовательном процессе начальной школы определяется следующими позициями.Творческая составляющая. Включаясь в решение проектной задачи, ребенок может проявить свою индивидуальность и фантазию. Именно в обстановке творчества раскрываются обучающиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нетривиальных ситуаций. Вариативность «проектного» результата позволяет развивать нестандартность мышления, инициативность, обеспечить выход «за рамки» обычного и обыденного сознания.Эмоциональная составляющая. Содержание проектных заданий должно вызывать у ребенка позитивный эмоциональный отклик, быть актуальным для его жизни и опыта «здесь и сейчас». Положительные эмоции, которые ребенок испытывает как в ходе работы, так и при демонстрации «проектного» продукта, закрепляет его успешность, формирует внутреннюю мотивацию и стимулирует к сотрудничеству в группе.Приближенность к реальности. В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация (без фантастических сюжетов и героев), но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача — что делать? Выход на цель проектной задачи должен быть получен в результате совместного с учителем разбора проблемной ситуации, а сам результат должен предполагать многовариантность его представления (текст, схема или макет прибора, анализ ситуации, таблицы, диаграммы, графики, рисунки и т. п.). Включение в сюжет проблемной ситуации реальных событий, деталей и пр. из жизни позволит ребенку приобрести необходимые умения и навыки для существования в социуме, обогатит его опыт, закрепит в сознании правильные модели поведения и взаимодействия с другими людьми.Таким образом, включение в урок проектной задачи реализует ключевые педагогические принципы современного образования, а именно: 1) активная роль ребенка в расширении субъектного опыта (ребенок-первооткрыватель); 2) соответствие обучения опыту ребенка; 3) организация совместной работы обучающихся; 4) межпредметная интеграция содержания обучения.Для проектных задач учителем должно быть предусмотрено специальное время в тематическом планировании учебного предмета. В различных источниках указывается, что в рамках одного учебного предмета целесообразно проведение от 4 до 5 проектных задач в год. В целом до 20% учебного времени должно быть отдано на решение проектных задач на уроках в начальной школе.Как правило, на решение проектных задач отводится два урока. Ограничений включения проектной задачи по типу урока нет. Однако анализ практики применения проектных задач показывает, что сначала проектные задания лучше включать в урок с межпредметной интеграцией и в интегрированный урок. Традиционная проектная задача логично встраивается в структуру метапредметного урока, на котором ключевые цели определяются необходимостью достижения не столько предметного, сколько метапредметного результата обучения младших школьников. Проектная задача должна содержать несколько заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решить задачу — означает создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.Если проектная задача планируется на один урок, то она должна содержать максимум 4 задания (вместе с итоговым заданием) для группового выполнения. Это объясняется тем, что младший школьник может держать свой фокус внимания в течение 8–10 минут. Также необходимо предусмотреть в плане работы над проектной задачей время для подведения итогов и групповой рефлексии.Проведение проектной задачи в начальной школе нужно осуществлять при соблюдении ключевых условий: 1) выполнять проектную задачу по предложенному учителем плану; 2) выполнение проектной задачи осуществляется в рамках парной или групповой работы;3) проектная задача носит преимущественно обучающий характер и не может быть использована как инструмент контроля в начальной школе и в качестве домашнего задания.В методической литературе можно встретить описание организации работы, при которой задания проектной задачи распределяются между группами, а на заключительном этапе происходит сведение отдельно выполненных заданий в один «продукт». Отмечают, что данный вариант возможен и целесообразен при проведении работы над предметной проектной задачей в рамках одного урока по одному учебному предмету, например с целью «открытия» нового способа действия.Методика проведения работы над проектной задачей:Первый этап — Целевая установка на работу над проектной задачей.1. Учитель делит обучающихся по группам по 2–4 человека в каждой. Причём, при выполнении проектной задачи не рекомендуется составлять группы по желанию детей. Проверяется готовность к работе и наличие необходимых материалов и инструментов.2. Учитель создает проблемную ситуацию или знакомит с квазиреальной жизненной ситуацией.3. Учитель предлагает объяснить тему и поставить цель проектной задачи.4. Обучающиеся знакомятся с содержанием заданий проектной задачи (задания проектной задачи публикуются на специально подготовленных бланках для групповой работы; в бланках предусматривается место для фиксации результатов работы группы).5. Учитель отвечает на вопросы обучающихся по содержанию и регламенту выполнения проектной задачи.6. Учитель организует обсуждение возможных вариантов решения проектной задачи, критериев для оценки этого результата.Второй этап — Целевая установка на выполнение проектной задачи.Учитель дает установку на достижение результата работы над проектной задачей — получение «проектного» продукта. На этапе выполнения проектной задачи группами обучающихся учитель оказывает им необходимую консультацию и помощь, в том числе по организации их деятельности. Помощь не должна носить характера прямой подсказки, а должна быть ориентирующей по своей сути — учитель учит «видеть»затруднения и находить выход из них.Третий этап — Целевая установка на подведение итогов работы.1. Учитель ориентирует группы на проверку работы над проектной задачей.2. Обучающиеся готовят к проверке результат проектной задачи.3. Учитель организует презентацию работ обучающихся.4. Обучающиеся размещают результаты работы над проектной задачей.5. Учитель организует обсуждение «проектного» продукта. Учитель организует коллективную рефлексию, в рамках которой, прежде всего, оценивается образовательный эффект от работы — сам «проектный» продукт и изменения в развитии ребенка. Вариантом организации рефлексии может быть анкета, табличные или графические варианты рефлексии.Также с точки зрения методики важно учителю последовательно отрабатывать с учениками алгоритм решения проектной задачи, который включает знакомство с условием и инструкцией (содержанием проектных заданий) проектной задачи, обсуждение организации работы и распределение ролей в группе, выполнение заданий согласно инструкции, подготовка к презентации «проектного» продукта, сама презентация, рефлексия.Следует указать, что педагогическая эффективность проектной задачи будет существенно зависеть от качества включенных в неё заданий. Поэтому при отборе заданий важно: 1) чтобы они содержали ценностно-смысловой компонент и ориентировали обучающихся на выражение ценностного суждения (собственной позиции) и аргументации;2) чтобы они предполагали познавательные действия, (например, обработка информации (группировка, схематизация, визуализация и пр.), логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям), целенаправленное наблюдение, интерпретация и оценка (результатов и суждений)); 3) чтобы обучающиеся могли работать с разными текстами (сплошными и не сплошными), и работа с ними требовала бы от них применения различных навыков смыслового чтения; 4) чтобы они требовали совместных действий — при принятии решений, разделении ответственности за конечный результат работы; 5) чтобы для младших школьников было доступно проведение простейших исследований;6) чтобы была возможность представить выводы, общения, заключения в различных форматах — не только в виде текста, но и в виде таблицы, диаграммы, рисунка и пр.Немаловажное значение при отборе заданий для проектной задачи в начальной школе имеет учет психологии младшего школьника, в части доступности для детского восприятия информации, в буквальном смысле понимания задания, опоры на имеющиеся знания и опыта их применения. Учителю важно понимать, на какие предметные знания и умения ребенок сможет опереться при выполнении проектной задачи, какие универсальные учебные действия находятся в «зоне актуального развития» (и здесь поле для проявления самостоятельности и инициативы ребенка), а какие только формируются и являются предметом оказания помощи и поддержки со стороны учителя. Включение игровых элементов в сюжет, поддержание познавательной интриги, создание ситуации успеха — это также составляющие качественной проектной задачи. Процесс создания проектной задачи достаточно интересный, но в то же время трудный. При всей видимой простоте проектная задача требует от учителя целого комплекса профессиональных компетенций, которые в своей основе имеют глубокие знания о самой сущности обучения через проектирование. Трудности, с которыми может столкнуться учитель в процессе создания проектной задачи, связаны:— с формулированием цели проектной задачи;— с прогнозированием конечного «проектного» продукта, который конструируют обучающиеся в ходе проектной задачи;— с видением проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации, релевантной опыту ребенка, и имеющей «педагогический» потенциал для достижения результатов обучения;— с содержательным наполнением проектных заданий (в т. ч. формулировок инструкций к заданиям) и отбором необходимых и достаточных информационных ресурсов для их выполнения;— со структурированием (последовательность цепочки задания) проектной задачи с учетом классического дидактического принципа доступности (от простого к сложному, от известному к неизвестному и пр.);— с определением формы предоставления готового продукта (решения проектной задачи);— с определением формы рефлексии (промежуточной и итоговой; письменной или устной, в группе или перед классом);— с пониманием, что должна включать оценка полученного результата.Учителю самостоятельно или в режиме супервизии следует овладеть рядом умений, которые в конечном итоге помогут решить задачу качественного применения проектной задачи в начальной школе.Таким образом, мы видим, что вовлечение учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно осуществлять поэтапно. Методически грамотно выстроенная деятельность учителя начальных классов по организации работы младших школьников над проектной задачей, по созданию им условий для постепенного накопления детьми предметных знаний и умений в рамках урочной и внеурочной деятельности, необходимых универсальных действий, в конечном итоге, позволяет создать прочную базу для успешного формирования навыков проектной деятельности у школьников на уровне основного общего образования.Использованная литература:
  • Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Выпуск 1: ФГОС / А. Б. Воронцов, О. В. Раскина, С. В. Клевцова. — Москва: Просвещение, 2011. — 80 с. 2.
  • Проектные задачи в начальной школе: методические материалы для учителя / авт.-сост. В. В. Улитко. — Тирасполь : ПГИРО, 2014. — 64 с.
  • Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский и др. — Москва : Просвещение, 2011.
  • Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе [Электронный ресурс]: методический сборник. Часть 1 / сост. В. Г. Смелова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 112 с.). — Москва, 2020.
  • Проектные задачи в начальной школе: сборник для педагогов / сост. Г. А. Хардина, С. С. Салимова. — Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения», 2016. — 83 с.
  • Cуслов, В. Н. Проводим расследование. Проектные задачи. 3–4–5 классы: учебно-методическое пособие / В. Н. Суслов. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 108 с.
  • -