Публикации
Проект "Здоровое образование- здоровые дети"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Здоровое образование- здоровые дети"
Автор: Ким Ольга Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Здоровое образование- здоровые дети"
Автор: Ким Ольга Ивановна
«Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально».Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. Система образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников. В классе из 30 человек с отклонениями здоровья 20 человек – 80%. 12% с нарушением органов зрения, 64% - с заболеваниями органов дыхания, 8% -с заболеваниями органов пищеварения, у 16% -нарушена осанка и лишь 5 человек в классе считаются относительно здоровыми. Считаю, сохранение здоровья школьников – главной проблемой, которую перед нами ставит сама жизнь.Тип проекта: практико-ориентированныйВзаимодействие Учителя лицея. Школьный психолог. Школьная медицинская сестра.Врач педиатр.Родители.ОбщественностьИсполнители: ученики лицея №9, родители, медицинский работник лицея, психолог, педагог.Цель : обеспечить обучающимся возможность для сохранения здоровья за период обучения в школе и научить их использовать полученные знания в повседневной жизниЗадачи :организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; сформировать привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений; создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья; развивать творческие способности; осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.Основной План и Стратегия реализации проектаСроки реализации проекта: 2021-2025 учебный годОсновные направления проектаКомпонент «Физическое здоровье»Цель: укрепление и сохранение здоровья обучающихся, повышение функциональных возможностей организма (сердечнососудистой, дыхательной, нервной системы и опорно-двигательного аппарата ) Достижение цели черезизучение медицинских показаний обучающихся; изучение резистентности; обучение дыхательной гимнастики Стрельниковой; проведение спортивных мероприятий,праздников, соревнований; проведение Дней здоровья; внеурочную деятельность курса «Подвижные игры», «Час общения»; классные и тематические часы. Планируемые результаты- планировать работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;- чередовать любую нагрузку с дыхательной гимнастикой; - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием подвижных игр. Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за четверть,– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней). Компонент «Социальное здоровье»Цель: приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, самостоятельно решать возникшие проблемы, а не пассивно ожидать помощи извне выявить особенности динамики социального здоровья школьников в условиях реализации ФГОС Планируемые результаты-адаптировать ребенка к условиям среды;-сформировать основные качества личности;-создать благоприятную атмосферу в коллективе;-создать условия для интеллектуального и творческого развития личности.Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успехаКомпонент «Психологическое здоровье»Цель: создать условия для развития гармоничной личности в процессе школьного обучения Планируемые результаты:-наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира;-высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов;- стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий, вести ЗОЖ.;- адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. В процессе личностно - ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей. 2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.Ожидаемые результаты1.Сохранить здоровье школьников, научить приемам саморегуляции2. Повысить качество образования, используя метод кинезиологии 3. Повысить заинтересованность родителей, педагогов в формировании основ здорового образа жизни обучающихся4.Укрепить иммунитет, применяя дыхательную гимнастику5.Социализировать ребенка с ОВЗЗаключение. Реализация проекта способствует воспитанию потребности в двигательной активности, самостоятельности в выполнении доступных по возрасту приемов саморегуляции, соблюдению правил здорового образа жизни. Увеличивает возможности сотрудничества организации с семьями обучающихся. Практический опыт, знания способствуют дальнейшей успешной профессиональной деятельности педагогов.В лицее всегда уделялось большое внимание здоровьесберегательным технологиям. Но лишь при доверительных отношениях с родителями мы получаем так необходимые нам сведения о ребенке. Родители часто стесняются рассказать о проблемах своего ребенка или просто нет времени на общение с учителем, поэтому у нас в классе есть почта доверия. В письменном виде родители могут задавать вопросы, высказывать свои пожелания, идеи, предложения, пообщаться с психологом.Знакомство с ребенком начинаю с основных моментов:- индивидуальная беседа с родителями- постоянная связь ученик – учитель - родитель-наблюдениеДеятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка ориентиры на построение здорового образа жизни. 2 Сделай задачей каждого урока ЗОЖУверена, каждый урок должен быть здоровым уроком. Из собственного опыта уверяю, что результаты учебной деятельности нисколько не пострадают. Уходим от статичности на уроке. Двигаемся. Постоянно провоцирую ребят на движение, часто детям приходится поворачиваться, чтобы найти нужную информацию, меняю учебные зоны, дети работают в группах, на ковриках. А если это невозможно, включаю в урок приемы кинезиологии. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Метод кинезиологии направлен на синхронизацию работы полушарий головного мозга.Следовательно, развивающая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.3 Учимся дышать.Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца.4 Помогаем работе мозгаКоррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. 5 Тренируем зрение Чтобы снять напряжение с глаз, использую гимнастику для глаз в стихах или со специальными предметами. Гимнастика полезна не только для детей с проблемами зрения – упражнения помогают снять напряжение, укрепить глазные мышцы и усилить кровообращение глаз. 6. Создаем эмоциональный комфортИспользуем с ребятами сигнальные смайлики. С этих смайликов начинается любая работа- они же сигнал к моему действию или видимому бездействию. Когда тревожные смайлики повторяются, к решению проблемы подключается психолог 7. Возьми в союзники родителейЕсли родители верят учителю, они становятся его помощниками, главными инициаторами всех мероприятий. Считаю ценным, когда дети обучают родителей на собрании приемам саморегуляции. Вместе радуемся победам и достижениям.
