Публикации
Роль эмоционального интеллекта в обучении и воспитании младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль эмоционального интеллекта в обучении и воспитании младших школьников
Автор: Ким Ольга Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль эмоционального интеллекта в обучении и воспитании младших школьников
Автор: Ким Ольга Ивановна
Роль эмоционального интеллекта в обучении и воспитании младших школьников Эмоциональная культура является важным компонентом общей культуры личности. Каждый день и каждую минуту мы переживаем разные эмоции, которые влияют на наше поведение, порой незаметно для нас самих. Эмоции помогают нам ориентироваться в окружающем мире, оценивать ситуации, и принимать решения. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей является такой же важной задачей, как формирование их памяти, речи и мышления. Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также осознавать и влиять на эмоции других людей. Этот процесс является длительным и требует постоянного развития, поскольку человеческие отношения и чувства со временем становятся все более сложными. Эмоциональный интеллект формируется и развивается в контексте межличностных отношений. Развитие эмоционального интеллекта у младшего школьного возраста существенно влияет на качество их жизни. Оно способствует:-Улучшению коммуникации и взаимоотношений;-Способности справляться со стрессом и адаптироваться к новым условиям;-Повышению концентрации и учебных результатов;-Поддержанию эмоционального благополучия. Эмоциональный интеллект функционирует на пересечении знаний и физических ощущений. Лишь объединив эти аспекты, мы можем эффективно развивать наш эмоциональный опыт. Таким образом, важно обучать детей осознанности своих действий. Научить эмоциям лишь по учебным пособиям невозможно. Эмоции познаются через живые, реальные отношения. К примеру, важно помочь ребенку понять ситуации, когда он чувствует себя в роли лидера или жертвы, ощутить на себе, когда не принимают в игру, когда обзывают. Именно через практический опыт – командные игры, раскрывающие личностные чувства и эмоции,- дети учатся распознавать эмоциональные состояния как свои, так и окружающих.Однако существует множество препятствий на пути к развитию эмоционального интеллекта. К числу основных проблем можно отнести:-Недостаток поддержки со стороны взрослых в процессе формирования эмоционального сознания.-Страх перед открытыми обсуждениями эмоций.-Ограниченные возможности для детей испытать и обсудить свои чувства. Одним из эффективных способов обучения детей эмоциональному восприятию является игровая практика. В каждый момент времени мы что-то делаем, что-то думаем и при этом что-то чувствуем. Наши мысли, наши эмоции и наши действия связаны. То, что мы чувствуем, влияет на то, о чем мы думаем, и на то, что мы делаем. Попробуйте задать ребенку, да и себе такие вопросы: • Что ты сейчас делаешь? • О чем ты сейчас думаешь? • Что ты сейчас чувствуешь? Очень полезные вопросы! Эти вопросы помогают узнать самого себя. Задавать их можно в течение дня и не только ребенку, но и себе. Зачем? Во-первых, взрослым тоже нужно периодически анализировать свое поведение. Ведь эмоциональное истощение самое сильное. Во-вторых, ребенок будет слышать ваш ответ и на его примере строить свой. В-третьих, это будет способствовать установлению контакта на новом уровне. Вполне возможно, что названия многих эмоций будут ребенку незнакомы. Это вовсе не значит, что он не дорос до задания. Значит, настал момент поговорить с ним об этом, рассказать, что это такое, привести примеры. Вы можете вспомнить истории своей жизни, когда вы испытывали что-то подобное. Возможно, что ребенок расскажет что-то о себе: случай, который произошел с ним. Проводя стрелочки, не беспокойтесь о том, правильно это или нет. Мир эмоций не так точен, как мир математики, и не содержит строгих правил и единственно верных ответов. Важно не угадать правильный ответ, а уделить этому разговору время и внимание. Эмоция страха – это показатель жизнесберегающей эмоции. Страх лечится действием. Гнев, помогает нам отстаивать наши границы. Отвращение и разные его формы: брезгливость, неприязнь – защищают нас от того, что нам не нужно, неприятно или даже вредно. – А печаль зачем? – Печаль, как и радость, идут вместе. Они помогает нам почувствовать важность, ценность кого-то или чего-то. Для них есть правило: чем больше ты чему-то радуешься, тем сильнее огорчишься, если это потеряешь. Поиграйте с детьми в игру «Я удивлюсь, если…» По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…». Например: «Я удивлюсь, если небо станет зеленым». «Я удивлюсь, если в классе вместо стульев будут стоять кресла». «Я удивлюсь, если мне сейчас зааплодируют ». Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, – она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное». «Страна чувств». Ребенок рисует свою эмоцию: цвет, размер, форма, может написать запах, когда приходит, с кем дружит, оценить по шкале от 1 до 5 и т.д. «Эмоциональный танец». Как будет танцевать ваше удивление, радость, сострадание, страх и т.д. Тело само даст обратную связь, ребенок сам почувствует напряжение или расслабление. «6 эмоций на твоем лице». Нужно угадать эмоцию по голосу. Произносим самую обычную фразу. Например: «Грачи, скворцы и лебеди улетают на юг» Нужно произнести эту фразу с радостью или с огорчением, с удивлением или с гневом. Играя в «Эстафету добра», можно отработать вербальную агрессию. Для этой игры понадобятся картины, на которых изображены люди или животные, главное видеть глаза. Задавайте вопросы герою картины: «Он радуется или огорчается? Почему? Кто и чем мог его обрадовать? Кто и чем мог огорчить?» Такие игры не только развивают эмоциональную грамотность, но и способствуют развитию креативного мышления и социализации. Важную роль в становлении эмоционального интеллекта играют учителя. Педагог с высоким уровнем эмоционального интеллекта сможет создать безопасную для выражения чувств атмосферу, где дети будут раскрывать, и осознавать свои эмоции. К тому же, учителю следует открыто говорить о своих эмоциях, чтобы дети могли видеть «живой» пример. Также нельзя забывать о том, что эмоциональную оценку можно давать только поступкам ребенка, но не его личности. Например, «Я очень довольна результатом твоей работы по математике», «Твое поведение меня огорчило» При проговаривании этих фраз очень важна мимика, жесты, тембр голоса. Книга М. Андрианова «Философия для детей» может стать ценным ресурсом для учителей, помогающим углубить понимание основ человечности и межличностных отношений. Сказки и рассказы, которые она содержит, могут быть использованы как отправная точка для обсуждения различных эмоций и ситуаций, в которых они возникают, что поможет детям больше осознать свои чувства и развивать эмоциональный интеллект. А еще на помощь придет книга-тренинг психолога Анны Быковой "Как подружить детей с эмоциями": читая ее вместе с ребенком, выполняя веселые задания, родители и сами станут "подкованные", и детям помогут разобраться с их эмоциями. Эмоциональная культура — это неотъемлемая часть развития личности. Систематический подход к ее формированию с помощью игр, творческих заданий и открытого общения позволит детям не только стать более эмоционально грамотными, но и улучшить свои социальные навыки, что будет полезно на протяжении всей жизни.
