Публикации Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности
Автор: Липенская Татьяна Алексеевна

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотностиФункциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок, прежде всего, должен уметь работать с информацией: находить её, выделять главное, проверять факты, анализировать, обобщать и, самое главное, применять полученную информацию на практике.В каждой ситуации решение поиска требует новых подходов. И то, насколько эффективно мы справляемся с ним, влияет на успешность в социуме. В текущей системе образования развитие функциональной грамотности у учащихся выступает приоритетной целью, обуславливающей их успешную интеграцию в быстро меняющиеся социально-профессиональные обстоятельства. Под функциональной грамотностью в рамках данной работы подразумевается умение человека применять полученные знания, компетенции и навыки для решения разнообразных задач в различных сферах жизни, включая учебу, работу, социум и личную жизнь. В отличие от академической грамотности, фокусирующейся на усвоении теоретических знаний, функциональная грамотность предполагает практическое использование этих знаний для достижения определенных результатов.Недостаточная сформированность функциональной грамотности может вызывать трудности в профессиональной самореализации, социальной адаптации и вовлечении в общественную жизнь. Таким образом, создание и применение действенных способов развития функциональной грамотности является важной задачей педагогической науки и практики.Развитие функциональной грамотности – это сложный и многогранный процесс, требующий всестороннего подхода и применения различных педагогических методик и техник. Этот процесс должен быть включен в образовательный процесс на всех этапах обучения, начиная с начальной школы и заканчивая высшими учебными заведениями. Эффективные методы развития функциональной грамотности должны быть ориентированы на развитие следующих основных составляющих:
  • читательская грамотность. Понимание прочитанного, умение применять полученную из текстов информацию, критически оценивать её и обдумывать прочитанное для достижения личных целей, обогащения знаниями и активного участия в жизни общества;
  • математическая грамотность. Возможность формулировать задачи, применять математические знания и интерпретировать результаты в различных ситуациях, используя математические концепции, методы и инструменты для описания, объяснения и прогнозирования событий;
  • естественнонаучная грамотность. Она подразумевает умение использовать научные знания для определения проблем, получения новой информации, объяснения природных явлений и формулирования выводов, основанных на научных данных, касающихся естественнонаучных вопросов;
  • финансовая грамотность. Это способность принимать взвешенные финансовые решения и эффективно управлять личными финансами, осознавать финансовые риски и возможности, а также строить планы на будущее в финансовой сфере;
  • глобальные компетенции, которые определяются как способность понимать и оценивать глобальные и межкультурные проблемы, а также действовать сознательно и продуктивно в разнообразном мире;
  • креативное мышление. Оно представляет собой способность создавать новые идеи, подходы и решения, а также умение критически их оценивать и улучшать.
  • Среди эффективных приёмов формирования функциональной грамотности можно выделить использование задач, основанных на реальных жизненных ситуациях. Контекстные задачи, имитирующие реальные жизненные сценарии, требуют применения знаний из разных областей. Решение таких задач позволяет учащимся осознать практическую ценность изучаемого материала, совершенствовать навыки критического мышления, анализа данных и принятия решений. Например, задача по составлению семейного бюджета с учетом различных доходов и расходов требует применения математических знаний и навыков финансовой грамотности.Проектная деятельность. Проектная работа подразумевает самостоятельное выполнение учениками исследовательских или практических проектов, ориентированных на решение конкретных задач. В ходе реализации проекта обучающиеся нарабатывают навыки планирования, организации процесса, поиска нужной информации, обработки данных, презентации и работы в команде. В качестве демонстрации проектной деятельности может выступать подготовка проекта, направленного на улучшение экологической обстановки в районе проживания, требующая использования естественнонаучных знаний и навыков исследовательской работы.Применение метода анализа ситуаций. Данный метод – это способ обучения, основанный на разборе реальных ситуаций (кейсов), взятых из жизни. Ученики должны внимательно изучить кейс, определить главные проблемы, предложить варианты решения и аргументировать свой выбор. Использование этого метода позволяет развить умения анализа проблемных ситуаций, принятия решений, аргументации собственной позиции и эффективной коммуникации. Примером может послужить анализ кейса, связанного с мошенническими действиями в финансовой сфере, требующий применения знаний в области финансовой грамотности и критического мышления.Организация дебатов и дискуссий. Дебаты и дискуссии способствуют развитию критического взгляда на вещи, способности аргументированно защищать свою точку зрения, и умения слышать и понимать других. Ученики учатся анализировать различные точки зрения, выявлять противоречия и находить взаимовыгодные решения. Темами для обсуждений могут быть актуальные вопросы социальной, экономической и политической жизни, требующие применения знаний из различных предметных областей.Применение интерактивных игр и симуляций. Интерактивные игры и имитационные модели позволяют учащимся в игровой форме усваивать сложные понятия и совершенствовать навыки принятия решений в различных ситуациях. Примерами подобных инструментов могут служить игры по управлению денежными средствами, экономические симуляторы и игры, направленные на развитие глобальных компетенций.Работа с оригинальными текстами. Оригинальные тексты – это материалы, созданные для решения реальных коммуникативных задач, а не специально для образовательного процесса. Работа с такими текстами (статьи в газетах и журналах, объявления рекламного характера, инструкции, графики и диаграммы) способствует развитию читательской грамотности и применению полученных знаний в реальной жизни.Организация внеурочной деятельности. Внеурочные занятия открывают большие возможности для формирования функциональной грамотности. Организация кружков, секций, клубов по интересам, участие в различных состязаниях и конкурсах, проведение экскурсий и образовательных поездок – все это расширяет кругозор учеников, повышает их познавательный интерес и помогает формировать практические навыки.Эффективность применения этих приёмов во многом зависит от профессионального уровня педагога, его способности создавать мотивирующую обстановку для обучения, адаптировать учебный материал к индивидуальным особенностям обучающихся и активно применять современные образовательные технологии. Важно помнить, что развитие функциональной грамотности – это не конечная цель, а средство подготовки учеников к успешной жизни в современном обществе.В заключение стоит подчеркнуть, что формирование функциональной грамотности является одной из приоритетных задач современного образования. Эффективные методы и приёмы её формирования должны быть направлены на развитие ключевых компетенций, таких как грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Применение задач с контекстом, проектной деятельности, метода анализа ситуаций (кейс-метода), организации дебатов и дискуссий, использование интерактивных игр и симуляций, работа с оригинальными текстами, а также организация внеурочной деятельности – все это способствует повышению уровня функциональной грамотности обучаемых и подготовке их к успешной жизни в современном мире.
    -