Публикации Гражданская идентичность и патриотизм – шаги в будущее.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданская идентичность и патриотизм – шаги в будущее.
Автор: Меркулова Нина Игоревна

Гражданская идентичность и патриотизм – шаги в будущее. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно на первой ступени общего образования мы начинаем говорить о гражданской идентичности, составляющей базовые национальные ценности - моральные ценности и нравственные установки, существующие в культурных, семейных традициях многонационального народа Российской Федерации. Обязательной частью основной образовательной программы является решение такой задачи, как формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине. Известно, что первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей в дошкольном возрасте. Уже в этом возрасте детям доступно чувство любви к родному краю, к родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.Одной из форм ознакомления детей с малой родиной Республикой Хакасией я выбрала такую форму работы, как организация мини-музея в группе.Организуя мини-музей в нашей группе, я ставила следующие задачи:
  • Создать условия для закрепления знаний детей о республике Хакасия;
  • Обобщить знания и представления детей о символике республики Хакасия;
  • Обеспечить условия для воспитания чувства любви и гордости за свою малую родину;
  • Пополнить предметно-развивающую среду в группе по данной теме;
  • Создать условия для формирования у дошкольников представления о музее.
  • На первом этапе, подготовительном проводилась работа с детьми (мои воспитанники дети 5-6 лет): беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Решили посетить Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова. Чтобы экскурсия получилась интересной, продуктивной, а в дальнейшем помогла нам организовать мини-музей в группе мы заранее оговорили с представителем музея, с какими экспозициями хотели бы познакомиться и какую информацию услышать, оповестили родителей о походе в музей, сообщили тему экскурсии, предложили посетить музей вместе с детьми. Мы познакомились лишь с двумя экспозициями: животный мир Хакасии и культура и быт хакасского народа, но и этого было достаточно, для заряда положительными эмоциями и впечатлениями. В группе мы с ребятами провели беседу о музее: что за помнилось, что понравилось, а что хотели бы изменить. Детям не очень понравилось, то что экспонаты и стенды нельзя трогать руками, и мы подвели ребят к тому, что можем организовать у себя в группе свой музей со своими правилами. Разногласий при обсуждении в выборе темы музея не возникло, ребята под впечатлением Краеведческого музея сами захотели создать мини-музей, посвященный Хакассии. Правила поведения в нашем музее позволяли и поощряли игру с экспонатами, разрешалось менять их местами, демонстрировать родителям, использовать в самостоятельной деятельности. Первой темой для экспозиции мы выбрали «Моя Хакасия». В ходе работы по организации мини-музея мы вели тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Привлекали их к сбору экспонатов, наглядной и научной информации, тем самым вызвали интерес к начатому нами делу. Ребята, уже зная, что такое экспонаты, и как они выглядят, сами объясняли родителям что нам необходимо для выставки. При сборе и изготовлении экспонатов родительская активность была просто на высоте: несли юрты, кукол, костюмы, открытки, раскраски, все что каким-либо образом было связано с Хакасией. Мы начали все выставлять на отведенные для музея полки, но все экспонаты не входили и напоминали не музей, а беспорядок в Хакасской юрте. Изучив опыт педагогов, опубликованный в сети интернет, по организации мини-музея в группах ДОУ, мы решили не выставлять все экспонаты сразу, а создали «запасник», на будущее. И определили более узкую тему экспозиции: «Быт хакасского народа» где выставлялись хакасские юрты, пастбища с животными, проводили беседы об обустройстве юрты, женской и мужской половины. Ребята построили из крупного конструктора юрту, я помогла натянуть ткань, и мы сидели в юрте и читали хакасские сказки. Определяя тематику следующей экспозиции, мы придерживались правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.  Главной задачей было постоянно поддерживать к музею живой интерес и не допускать скучного однообразия. Убрав все, что касается животноводства, но оставив юрты, мы перешли к «Курганам и наскальному искусству». Рассматривали иллюстрации и обсуждали наскальные рисунки на горных грядах Сундуки. Некоторые ребята во время самостоятельной деятельности брали с полок мини-музея камни и рисовали на них белой гуашью силуэты солнца, животных, охотников, кому, что запомнилось из наших с ними бесед. Выставка «Хакасских орнаментов и национальных костюмов» завершала тему экспозиций о нашей малой родине. Здесь были куклы Барби в национальных костюмах, матрешки-хакаски, шаман, вырезная кукла с набором платьев, раскраски с хакасскими узорами, и если наскальной росписью увлеклись мальчики, то эта экспозиция пользовалась большим успехом у девочек. Чтобы привлечь интерес к национальным орнаментам мы с ребятами решили устроить конкурс на лучшее Пого, кто захотел участвовать взяли домой на выходные картонные заготовки и в понедельник принесли готовые Пого. Девочки одевали их на себя и дефилировали по группе, а мальчики голосовали аплодисментами. Определились 3 победителя, но конфеты на чаепитие получили все. Кроме того, неожиданно появился и мини-музей Пого. Анализируя проделанную работу, хотелось бы отметить, что в условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса возможно воспитание чувства любви к своей родине посредством музейной педагогики, используя разнообразные игры музейного содержания: викторины, игры-развлечения, игры-путешествия, продуктивную деятельность, конструирование, сюжетно-ролевую игру. Использование мини-музеев с целью патриотического воспитания помогает в формировании творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям, поэтому важное место в работе мини-музея должны занимать занятия-экскурсии, большое внимание необходимо уделять подготовке юных экскурсоводов (не только принести экспонат из дома, или изготовить его своими руками), но и суметь провести экскурсию по музею для родителей и детей; изготовить картотеку музейных экспонатов; научиться бережно упаковывать и убирать экспонаты на хранение в «запасник», приобщать детей к миру музейных ценностей, связанных с наследием его предков. Создание мини-музея - это долгосрочный проект, где отдельные темы и экспонаты не будут меняться ежемесячно, а будут присутствовать в музее с определённой цикличностью. Необходимо выстроить четкий план работы музея, и не нужно гнаться за активным обновлением материалов. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Все, что усвоено в период дошкольного детства ребенком, оказывается особенно прочным и является в полном смысле фундаментом его развития.
    -