Публикации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Шамсекаева Валентина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Шамсекаева Валентина Александровна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯВ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАШамсекаева В.А.,,воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Мозаика» г. Нового Оскола Белгородской области»Основное содержание экологического воспитания дошкольников –«формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).Идея использования метода моделирования в работе с дошкольниками не нова. Модели включались в систему работы по ознакомлению детей с природой еще в 70-е годы. Использование этого метода тесно связано с методом наблюдения. Так, в работах С.Н. Николаевой говориться о необходимости использования метода моделирования в процессе формирования системных знаний о природе у дошкольников. Уже с младшей группы детям предлагалось понаблюдать за состоянием погоды и соотнести увиденное природное явление с простейшими графическими изображениями.Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспи- тателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моде- лирование — это замещение реальных объектов предметами, схемами, зна- ками.Свою работу мы начали с мониторинга освоения детьми образователь- ной области «Познавательное развитие», используя методики П.Г. Само-руковой, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой. Результаты педагогической диагностики показывают, что большинство детей обладают разрозненными экологическими знаниями, с трудом делают простейшие выводы, понимают причинно-следственные связи и взаимосвязи, не умеют опираться на имеющиеся конкретные представления. Кроме того, наблюдения показали, что у детей не сформированы такие важные качества личности как самостоятельность, находчивость, сообразительность, они крайне неусидчивы, причиной чего является быстрая утомляемость. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста для лучшего усвоения материала мы используем самые различные модели: предметные, предметно-схемати-ческие и графические.Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнениядвух и более объектов, составлять план описательного рассказа; формулировать и высказывать суждения, делать выводы;применение наглядного моделирования оказывает положительное вли- яние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.В своей работе по экологическому воспитанию детей мы используем календари наблюдений за природой, птицами, ростом и развитием растений, индивидуальные тетради наблюдений – графические модели, которые отра жают разнообразные, длительно происходящие явления и события в при- роде. Мы считаем, что, работая с данными моделями, у детей повышается познавательный интерес, воспитывается любовь и бережное отношение к природе, самостоятельность. Календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно ис- пользовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образова- тельного процесса.Организуя работу по ознакомлению детей с объектами живой и неживой природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) мы ставим задачу: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основ ные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Например, при составлении описательного рассказа о животных использовали схемы, где дети должны были назвать животного, части тела, чем питается, чем покрыто тело, жилище, особенности жизни в разное время года, как называется детеныш. При описании овощей и фруктов дети называли цвет, фактуру, форму, размер,какой на вкус, запах, способы употребления в пищу, аналогично составляли рассказы о растениях, птицах и насекомых. Обучение детей моделированию осуществляли в следующей последовательности:Детям предлагалось описать тот или иной объект природы с помо- щью готовой модели, усвоенной ранее. Например, составить описательный рассказ о лисе. На следующем этапе проходило сравнение двух и более объектов. Например, при сравнительном анализе зайца и лисы, дети выделяли, что об-щего между этими животными и чем они отличаются. Освоение детьми мо- дели сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов до 3-4. На третьем этапе, ребята самостоятельно составляли простейшие схемы-модели, придумывая условные обозначения. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете. В своей работе по ознакомлению дошкольников с природой так же ис- пользовали предметные модели-макеты, которые дети изготовили вместе с родителями в домашних условиях, в рамках реализации проекта на лучший семейный макет: «Ферма», «Животные Севера», «Сухой аквариум», «Жи- вотный мир Австралии» и другие.Таким образом, использование метода экологического моделирования вместе с наблюдением и поисковой деятельностью является одним из видов познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс познания ребенком окружающего мира начинается с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контакти-руют, а метод моделирования позволяет «построить» в сознании ребенка на основе чувственного познания обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.Список используемой литературы:Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995г. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» // М. 1995г. Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирова- ния в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: ма- териалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012 - С. 60-62. Каменева А.А. «Как знакомить дошкольника с природой»; Пособие для воспитателей детского сада//М. ,1995
